Педагогическое мастерство преподавателя

Педагогическое мастерство преподавателя находит проявление в его профессионализме.

Профессионализм обучения – это высокий уровень общих и профессиональных знаний, владение передовыми педагогическими технологиями, уровень квалификации, реализация в учебном процессе целей и задач обучения.

Профессионализм преподавателя физической культуры и спорта определяется в том, насколько умело он применяет фундаментальные теоретические знания в практике физического обучения и воспитания учащихся, насколько чутко реагирует на те изменения, которые происходят в образовательной системе, каковы результаты творческого поиска в учебно-воспитательной и организационной работе. В состав профессионализма входят – педагогическое мастерство, педагогическая культура, педагогическая техника и педагогический такт преподавателя.

Педагогическое мастерство преподавателяэто синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых средств, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Непосредственное воздействие на студентов преподаватель осуществляет с помощью многих умении, которые, в частности, представлены педагогической техникой.

Педагогическая техника – это использование преподавателем личностных качеств в осуществлении педагогического процесса. Педагогическая техника - это умение говорить и слушать, использовать логические приемы, эмпатию, вовлеченность в процесс общения с обучающимися.

Важной составляющей педагогической техники является техника использования информационных и коммуникационных технологий.

Известно, что эффективность каждой из них во многом зависит от способов и методов применения. Особое значение педагогическая техника имеет в процессе общения. Еще древние замечали, что содержание и способ деятельности, – взаимообусловленные процессы. Умение изложить содержание учебного материала на уровне, соответствующем уровню подготовленности аудитории к его восприятию, и учет личных особенностей обучающихся в процессе общения – важнейшие показатели владения преподавателем не только знаниями, но и основами педагогической техники.

В условиях физкультурного образования педагогическая техника выражается в организации и проведении учебных занятий, тренировок и соревнований по видам спорта, что является основным показателем методической грамотности и методического мастерства преподавателя.

Методическое мастерство преподавателя – важная составляющаяпедагогического мастерства, – оно проявляется в умениях:

- применить на занятиях наиболее эффективные методы преподавания;

- сочетать учебный процесс с воспитательным;

- организовать самостоятельную подготовку студентов;

- использовать технические средства обучения;

- вести учет и контроль успеваемости;

- разрабатывать и использовать в практической деятельности методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Показатель методического мастерства преподавателя - правильное определение дидактических и воспитательных целей учебного занятия, планирование уровней усвоения знаний учебного материала, исходя из целей и задач обучения, разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения, основанных на выполнении  требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий.

Для повышения интереса студентов к учебным занятиям в методике обучения используется такая форма их организации, как дискуссия. В процессе дискуссии преподаватель дает ответы на  «острые» вопросы, учит рассуждать, выстраивать аргументы, отстаивать свои позиции, что особенно важно в споре, становлении спортивного мастерства обучающихся.

Широкое применение в современной методике преподавания находит организация учебных занятий в виде деловых и ролевых игр, использование в обучении методов проекта и других способов интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы установить хороший контакт со студентами, уместно использовать такие средства, как ирония, юмор, шутка и др. Они могут выступать в качестве методических приемов обучения, придавая речи простоту, доходчивость, привлекая внимание обучаемых.

Однако самые совершенные методы и приемы обучения при их частом использовании теряют привлекательность, а затем и эффективность своего воздействия. Поэтому преподавателю необходимо постоянно изыскивать новые методики, использовать в работе творческий опыт своих коллег.

Педагогическая культураэто специфическая профессиональная категория, означающая определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как эрудиция, интеллигентность, высокая нравственность.

Преподаватель всегда на виду у своей аудитории, для обучаемых он служит авторитетом, его поведение часто принимают за образец. Для того чтобы воздействовать на студентов, преподавателю необходимо много работать над собой. Настоящий педагог предан своему делу, стремится передать свои знания обучаемым на высоком уровне, привить им научное мировоззрение, воспитать любовь к своей профессии, учебному заведению, Отечеству, государственным и национальным идеалам. При этом он проявляет доброжелательность, заинтересованность в каждом обучающемся.

В основе педагогической культуры лежит общечеловеческая культура, основными показателями которой являются: мировоззрение человека, уровень его образования, отношение к труду, общая воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения.

Преподавателю с высокой культурой присущи такие качества, как последовательность, вдумчивый анализ поведения и поступков, готовность мысленно поставить себя на место подопечного и оказать ему помощь, глубокая вера в каждого ученика. Формируя вокруг себя здоровый микроклимат, являясь центром притяжения для других людей, он может управлять запросами, чувствами и настроением каждого обучаемого в отдельности.

Педагогическая культура преподавателя синтезирует различные элементы умственной и практической деятельности. В ней можно выделить мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую и физическую стороны. Понимание социальной значимости педагогического труда заставляет преподавателя постоянно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень.

Ведущими нравственными критериями педагогической культуры являются честность, принципиальность, любовь к людям, самоотдача, тактичность и др. Призвание преподавателя к педагогической деятельности проявляется в отношении к личности, к профессиональным обязанностям. И если он честно относится к своему делу, то приносит наибольшую пользу обществу, получая нравственное удовлетворение.

Преподаватель выбирает свою профессию, руководствуясь высокими нравственными мотивами, – любовью к своей профессии, пониманием ее значимости для общества, стремлением передать свои знания и опыт обучаемым. В основе его деятельности лежат гуманизм и любовь к людям. Труд преподавателя физической культуры и спорта всегда востребован, ему нельзя расслабляться и работать вполсилы. Тот, кто вкладывает в дело свою волю и способности, по праву считается талантливым преподавателем, обладающим высокой педагогической культурой.

Педагогическая культура преподавателя физического воспитания начинается с высокой индивидуальной культуры, которая проявляется в его профессиональном мастерстве, обширных знаниях, цельности и гармоничности личности, педагогическом такте, умении завоевать доверие студентов, овладеть их помыслами, привлечь их на свою сторону как единомышленников.

Успешность формирования педагогической культуры преподавателя связана с наличием у него определенных личностных качеств. Это связано с тем, что:

- для эффективного  воздействия на студентов нужно быть искренне заинтересованным в их судьбах, уважать чувство человеческого достоинства, проявлять наблюдательность, психологическую прозорливость, стараться понять их душевное состояние, раскрыть индивидуальные особенности личности;

- для принятия оптимальных решений в каждой конкретной педагогической ситуации, необходимо обладать уверенностью в своих психолого-педагогических знаниях и не допускать резких эмоций.

Соблюдение меры в процессе взаимодействия с обучающимися является важным показателем культуры преподавателя, проявлением педагогического такта.

С точки зрения психологии, педагогический тактэто проявление чувства меры, выбор наилучшей формы и содержания педагогических воздействий в процессе учебно-воспитательной деятельности. Он основан на выдержке и уравновешенности, внимательности и высокой требовательности, уважении к студентам со стороны преподавателя.

Педагогический такт преподавателя выражается в требовательности без грубости и мелочной придирчивости, влиянии на обучаемых в форме убеждений и предупреждений. Необходимо уметь отдавать распоряжения или выражать, просьбы без упрашивания, но и без высокомерия; внимательно слушать собеседника, не показывая своего превосходства; к его высказываниям, независимо от их правильности и грамотности, подходить серьезно. Уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без холодности и раздражительности способствуют взаимопониманию и являются показателями культуры преподавателя.

Одним из проявлений культуры преподавателя является культура речи.

Культура речи преподавателя (тренера) – важнейший фактор общей культуры, имеющий особую воспитательную значимость, как в процессе учебных занятий, так и в условиях спортивных соревнований.

Физкультурно-спортивная деятельность имеет как бы собственный язык общения: особенные спортивные слова, выражения, жесты, мимика и др. Суть такого общения заключается в том, чтобы этот язык был общепринятым, его могли понимать и преподаватель, и обучаемый.

Важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание. При общении особую роль играют громкость произношения слов, звонкость голоса.

Роль речи преподавателя физической культуры имеет особую значимость, так как он часто действует в нестандартной обстановке (особенно в условиях соревнований) и попадает под влияние эмоций.

Мышление и речь человека развиваются в единстве. Различают две основные функции речи: коммуникативную (средство общения между людьми) и семантическую, языковую, являющуюся средством выражения мысли, ее образования и развития.

Коммуникативная функция речи делится на информационную, выразительную и волеизъявление, которыми преподаватель пользуется в ходе общения со студентами.

Информационная речь – это способ вербальной передачи информации, такая речь употребляется в процессе обучения при объяснении, рассказе, консультации.

Выразительная речь связана с необходимостью актуализации передаваемых сведений. Ее применение необходимо в тех случаях, когда преподаватель хочет усилить значение сказанного, обратить внимание обучающихся на необходимость усвоения сказанного. Таким способом выражения мысли преподаватель обычно пользуется в случае необходимости запоминания  смысловой нагрузки речи. Как правило, особой выразительностью речи преподаватель показывает обучающимся необходимость использования передаваемой информации в дальнейшей учебной и практической деятельности.

Волеизъявление – это речь, предусматривающая в качестве ее результата неукоснительное выполнение содержащихся в ней требований.

Проблема формирования педагогического мастерства может успешно решаться при условии, если педагог владеет инструментом внедрения системы прогнозируемых идей обучения.

К таким идеям могут быть отнесены умения ставить и реализовывать дидактические цели учебного занятия, планировать уровни усвоения знаний, определять формы и методы работы в соответствии со сложностью учебного материала, уровнем его значимости для дальнейшего обучения.

Все эти идеи или характеристики уровня профессиональной квалификации преподавателя взаимосвязаны. Ведущей идеей является дидактическая цель учебного занятия, от правильной постановки которой зависит и правильность определения уровней усвоения знаний и технологии обучения и результат их использования.

Необходимо отметить, что существующая в настоящее время диагностика уровня профессиональной квалификации преподавателей, представлена в виде двух моделей: диагностический и развивающий.

При диагностическом варианте на основе оценки сложившегося уровня профессиональной квалификации преподавателя решается вопрос о присуждении ему соответствующей категории.

Развивающие модели, выполняя ту же роль оценивания, направлена на оказание помощи преподавателю в раскрытии его творческого потенциала.

Разумеется, строгой границы между этими двумя моделями нет, но акцент на ту или иную сторону оценки профессионального труда существует.

Выбор одной из указанных моделей зависит, прежде всего, от заинтересованности руководителей в присвоении повышенной квалификации педагогическим кадрам подведомственных им образовательных учреждений. В связи с этим в настоящее время появляется множество сложных, многофакторных методик, использование которых затрудняет объективность оценки преподавательского труда, вносит дополнительные трудности в формирование интереса к повышению квалификации.

Общеизвестно, что объективными критериями оценки уровня квалификации любого труда является его результативность, умение решать разнообразные профессиональные задачи.

В труде педагога объективным критерием может быть его способность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами общества, семьи и самого обучаемого.

Оценка результатов труда преподавателя связана с тем, насколько профессия соответствует его требованиям, мотивам, способностям, настолько он удовлетворен трудом в профессии.

Критерием оценки профессионализма преподавателя может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Преподаватель-профессионал характеризуется сочетанием достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания совершенствоваться в профессии.

Несмотря на кажущееся однообразие, до сего времени в понимании правильности выбора критериев оценки труда преподавателя существует большой разброс. Одни исследователи считают, что результатом труда преподавателя могут являться только знания студентов, соответствие этих знаний требованиям стандартов образования, другие отмечают необходимость, в первую очередь, учитывать развитие творческих способностей учащихся, третьи усматривают главный итог преподавательской деятельности в адаптации выпускника к последующей социальной жизни и др.

В то же время главным приоритетным критерием оценки результата труда остаются позитивные качественные изменения, определяющие приращения в личностном развитии учащихся, которые возникают в процессе их взаимодействия  с преподавателем. Отслеживая и оценивая эти изменения, преподавателю необходимо знать показатели  развития, уметь диагностировать их начальный уровень (обученность, образованность, развитость, воспитанность), потенциальный уровень, зону ближайшего развития, а также зону саморазвития студента (самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость).

В настоящее время в педагогике существуют способы оценки труда преподавателя, связанные с использованием процессуальных, результативных, индивидуально-вариативных, прогностических критериев и критериев неличного уровня.

Результативные критерии показывают, использует ли преподаватель при достижении результатов своего труда социально приемлемые способы, приемы, технологии.

В труде преподавателя, имеющего дело с психикой обучающегося, роль процессуальных критериев особенно велика. К ним можно отнести все те, которые характеризуют психологическую направленность педагогического процесса. К таким критериям относятся показатели того, как работает преподаватель:

- какие применяет педагогические технологии, профессиональные приемы педагогической техники, способы контроля и оценки знаний;

- какие личные качества использует в процессе труда (например, воображение, педагогическое мышление, педагогическую симпатию, терпимость или недоброжелательность и др.);

- какова психологическая ценность результатов труда с позиции оценки утомляемости учеников, их внимательного отношения к учебному предмету, каковы затраты времени обучаемых и преподавателя на освоение учебного материала в зависимости от уровня его сложности.

Сочетание использования результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма преподавателя.

Соблюдение нормативных критериев являются показателями того, как преподаватель соблюдает нормативно-правовую базу учебно-воспитательного процесса, какие нормы, правила, эталоны профессии умеет воспроизводить на уровне мастерства.

Для преподавателя, как и для всякого другого специалиста, важно овладеть нормами профессии, разработанными в науке и апробированными в практике. В педагогическом труде есть определенные нормы общения, нормы поведения, нормы социальных отношений, соблюдение которых на высоком уровне представляет профессиональное мастерство преподавателя любого образовательного учреждения.

Индивидуально-вариативные критерии  показывают: стремится ли преподаватель индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои личностные потребности, проявить в труде свою самобытность.

Сегодня в преподавателе (тренере), как никогда, ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие собственного стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность.

Преподаватель, имеющий авторские учебные программы создают престиж своего образовательного учреждения, привлекают в него абитуриентов. Преподавательская индивидуальность, как правило, складывается в результате упорной работы над собой, умения диагностировать свой труд, определять свои сильные и слабые стороны.

Таким образом, сочетание в труде преподавателя  умения овладевать нормами педагогического труда и в то же время вносить в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

Критерии неличного уровня показывают: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма, показатели которого не связаны с проявлением личностных качеств преподавателя.

Прогностические критерии являются показателями того, что преподаватель умеет делать в направлении совершенствования учебно-воспитательного процесса, каковы перспективы его профессионального роста, какова зона настоящего и будущего его развития.

Преподаватель (тренер) обычно имеет, хотя и не всегда осознает это, потенциальные возможности, зону ближайшего профессионального привития и саморазвития – это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются, они обычно проявляются только в благоприятных ситуациях поддержки со стороны окружающих. Помочь преподавателю увидеть зону своего развития – важная задача профессиональной оценки его труда, поскольку при этом она приобретает развивающий, стимулирующий характер.

В оценке профессиональных качеств преподавателя (тренера) употребляются еще критерии профессиональной обучаемости, творчества, социальной активности, профессиональной приверженности, качественные и количественные показатели результатов труда.

Преподаватель (тренер) может быть излишне открыт для воздействия внешних условий, даже излишне податлив, внушаемый опыт более опытных коллег иногда приводит к заторможенности в развитии, что в ряде случаев может быть принято в качестве показателя низкого профессионализма.

Важным критерием профессионализма преподавателя является уровень его творческих возможностей. Критерии творческих возможностей проявляются в том, стремится ли преподаватель (тренер) выйти за пределы своих профессиональных обязанностей, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.

Для преподавателя важно иметь творческую направленность, умение смело предлагать свои инновации в обучении, если они способствуют развитию обучающихся и сохраняют благоприятный психологический климат в коллективе.

Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма преподавателя (тренера).

Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе показывают: умеет ли преподаватель (тренер) заинтересовать окружающих результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям своей профессии.

Преподавателю (тренеру)   сегодня важно убедить общество (органы образования, семью) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в деловые отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы.

Критерии профессиональной приверженности показывают: умеет ли преподаватель (тренер) соблюдать честь и достоинство профессии, выделить ее специфический неповторимый вклад в прогресс общества.

Преподавателю важно иметь профессиональный патриотизм и преданность. К сожалению, порой наблюдается замкнутость, корпоративность, противопоставление педагогической профессии другим, а также внешний профессиональный локус контроля, когда недостатки системы образования связываются только с негативными общественными явлениями.

Критерии качественные и количественные, характеризующие профессионализм преподавателя (тренера), заключаются как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности, мыслительных операций обучающихся), так и в количественных показателях (баллах, рейтинге, категориях).

В соответствии с названными критериями оценки труда профессионалом можно  считать преподавателя (тренера), который:

- успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужных социалистов, выпускников образовательных учреждений обладающих набором социально значимых личностных качеств (объективные критерии);

- личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней (субъективные критерии);

- достигает желаемых результатов обученности и воспитанности обучающихся (результативные критерии);

- использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии воздействия на обучающихся (процессуальные критерии);

- стремится индивидуализировать свой труд, осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии (индивидуально-вариативные критерии);

- в повседневном труде достигает высокого  уровня соблюдения норм и правил осуществления учебно-воспитательного процесса (критерии неличного уровня);

- вместе с тем имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делая все для ее реализации (прогностические критерии);

- открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта (критерии профессиональной обучаемости);

- в то же время обогащает опыт профессии за счет личного, творческого вклада (критерии творчества);

- социально активен в обществе, ставит в ходе общественных обсуждений вопросы о нуждах профессии, ее достижениях, вместе с тем ищет решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкуренции (критерии социальной активности);

- предан педагогической профессии, стремится поддержать даже в сложных условиях ее честь и достоинство (критерии профессиональной приверженности);

- предрасположен к качественной и количественной эволюции оценки своей профессиональной деятельности, умеет сам это делать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях (качественные и количественные критерии).

Будет полезно почитать по теме: