Основы физкультурно-спортивного воспитания в детско-юношеской спортивной школе

Основа организации занятий в спортивных школах – установление частных закономерностей управления обучением, развитием, воспитанием учащихся, формированием их спортивной направленности.

Теория физической культуры и спорта – динамическая система наиболее современных научных положений, раскрывающих сущность физического обучения и воспитания. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса улучшения физического состояния личности, для обобщения имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в организациях и образовательных учреждениях.

Цель занятий физической культурой и спортом в детско-юношеских спортивных школах – формирование у учащихся  знаний и умений, определяющих их личностные качества, и обеспечивающих успешность их практической деятельности по физическому развитию и совершенствованию.

Организация физической культуры и спорта устанавливает различные частные закономерности управления обучением, развитием, воспитанием учащихся спортивных школ, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений и разработки методических основ физкультурного образования.

Основа методики физического обучения и воспитания учащихся в детско-юношеских спортивных школах - установление частных закономерностей физического развития и реализация общих психолого-педагогических закономерностей в педагогическом процессе.

Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины – теории физической культуры и спорта.

Каждая область знаний как конкретная научная и учебная дисциплина имеет право на самостоятельное существование только в том случае, если обладает своим собственным, только ей присущим предметом изучения.

В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (система физических упражнений, метод обучения), под субъектом – ученик, у которого изучается реакция на выполнение физических упражнений. В педагогическом исследовании объект изучения взаимосвязан с субъектом.

Предметом изучения теории физической культуры и спорта является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления.

Общим закономерностям присущи те, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями, и квалифицированных спортсменов.

Предметом изучения методик физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.

Закономерности физического воспитания – это частные проявления общих закономерностей природы и общества. Закономерности физического воспитания, выражаемые через специальные методы познания и преобразования физического состояния человека, составляют одну из частных методологий – методологию физического воспитания.

Теория физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина изучает физическое воспитание.

Являясь методологией физического воспитания, она раскрывает многогранные внутренние и внешние связи физического воспитания как целостного общественного явления.

Педагогическое направление системы физического воспитания учащихся в детско-юношеских спортивных школах обладает соответствующими методиками. Например, методиками общего физического воспитания, методиками физического воспитания с профессиональной направленностью, методиками физического воспитания со спортивной направленностью.

Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся по возрасту, полу, и спортивной направленности.

В данном случае в названии научной и учебной дисциплины слово «методика» дается иногда в единственном числе как обобщающий термин. Методики отдельных спортивно-педагогических дисциплин (методика преподавания гимнастики или плавания) образуют самостоятельные научные дисциплины.

Теория и методика обучения не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физической культуры и спорта представляет собой динамическую систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность физического воспитания.

Она рассматривается как высшая форма развития знаний о физическом воспитании. Теория физической культуры и спорта создает перспективу совершенствования процесса физического воспитания в целом, обобщает частные закономерности физического воспитания и делает их достоянием всех методик физического воспитания.

Методики физического воспитания, устанавливая частные закономерности, реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращают общие теоретические положения в описания конкретных действий преподавателя (тренера) и обучаемых.

Через методики физического воспитания осуществляется превращение общественного достояния (общих теоретических положений) в личное (повышение уровня здоровья, приобретение умений).

Таким образом, каждая методика обязана не только использовать общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливать частные закономерности, присущие педагогическому процессу с данным контингентом занимающихся.

К основным вопросам, составляющим содержание физической культуры и спорта в спортивных школах, относятся следующие:

- место и значение дополнительной физической подготовки в системе общеобразовательного процесса;

- влияние физической культуры и спорта на работоспособность и успеваемость учеников;

- структурно-функциональный состав системы физической культуры и спорта в спортивных школах;

- факторы, влияющие на систему физической подготовки учащихся в детско-юношеских спортивных школах;

- цель, задачи, принципы, средства, методы и формы физической подготовки учащихся спортивных школ;

- основы профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту преподавателей (тренеров) в детско-юношеских спортивных школах.

Занятия физической культурой и спортом формирует у учащихся  совокупность знаний и умений, определяющих успешность их практической деятельности по физическому развитию и совершенствованию.

Содержание и структура учебного процесса в детско-юношеских спортивных школах подвергаются постепенному изменению под влиянием появления новых научных фактов и специализации в соответствии с профессиональной деятельностью специалистов:

- расширились социальные проблемы и теория физического воспитания в детско-юношеских спортивных  школах;

- расширились педагогические аспекты теории и методик физического воспитания в детско-юношеских спортивных  школах,

Эти направления не антагонистичны и при определенных условиях органично дополняют друг друга.

В последующем научные исследования и практика раздвинули рамки данного предмета, так как появились новые сведения по педагогике физической культуры, истории физической культуры, психофизиологии физического воспитания, метрологии, биомеханике и других общетеоретических и специальных теоретических дисциплин. В современную эпоху появились новые научные данные о взаимосвязи физической культуры и спорта с экономикой, юриспруденцией, менеджментом, логистикой, конкурсными торгами на государственный заказ по закупкам работ, товаров и услуг в области физической культуры и спорта, что еще больше способствует развитию теории физической культуры и спорта.

В современных условиях в литературе обсуждается широкий круг вопросов, связанных с данной проблемой: какое воздействие спорт может оказывать и реально оказывает на нравственность человека, его эстетические способности, на социальные отношения (социализацию, формирование групп и групповую динамику), на процесс формирования разнообразных социально-культурных потребностей человека, различных социальных групп и общества в целом.

Особое значение приобретают проблемы, связанные со становлением личности учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, в частности, в детско-юношеских спортивных школах.

Широкому обсуждению подлежат вопросы, касающиеся специфики культурных ценностей, складывающихся в области спорта, отношениям с другими социальными ценностями и предпочтениями учащихся. Насколько спорт способствует защите достоинств личности и ее свобод, формированию разносторонне и гармонично развитой личности. К каким негативным явлениям могут приводить занятия спортом. Можно ли предотвратить негативное воздействие этих занятий на личность и социальные отношения учащихся различных спортивных школ?

Большое значение придается изучению вопросов  связанных с организацией совместной деятельности учащихся спортивных школ - участников спортивных мероприятий в составе команд.