Основные составляющие труда преподавателя

Основой педагогического труда преподавателя является его педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность направлена на реализацию целей и задач обучения и воспитания в процессе решения тех или иных педагогических задач.

Реализация этих целей представляет собой идеальную модель взаимной деятельности преподавателя и обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Главная цель педагогической деятельности – формирование личности обучающегося, его направленности на самосовершенствование в процессе обучения.

Обучение – это процесс взаимодействия и взаимовлияния обучающего и обучающегося. Обучение неразрывно связано с воспитанием.

Существует принцип воспитывающего обучения, констатирующий неразрывную связь этих процессов. Суть этого закона выражается в его формулировке, согласно которой нет обучения без воспитания, как нет воспитания без обучения.

Обучение как формирование личностных качеств обучающегося, которые проявляются в его поведении и отношении к окружающему миру – это и есть воспитание. Фактически обучение есть средство достижение воспитательных целей. По словам Н.В. Кузминой: обучая – мы формируем личность.

Цель педагогической деятельности – это совокупность социальных и экономических требований развития обучающихся в процессе обучения с учетом их запросов, духовных и природных возможностей.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяются процессы обучения и воспитания.

Содержанием деятельности преподавателя в учебной работе является процесс организации учебной деятельности, направленной на освоение обучающимися предметного социокультурного опыта, как основы и условия развития личности.

Содержание воспитательной работы связано с формированием воспитательной среды и личностных качеств обучающихся в процессе совместно деятельности с обучающим – преподавателем (тренером).

Учебная и воспитательная работа преподавателя направлена на социализацию личности обучающегося, освоение им социального опыта.

Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются: объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающихся.

Результатом преподавательской деятельности является сформированный у обучающихся индивидуальный опыт совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных составляющих.

Результат педагогической деятельности зафиксирован в уровнях обученности и воспитанности учеников.

Уровень обученности в области физической культуры и спорта – показатель развития креативных и физических способностей и возможностей обучающегося.

Под уровнем воспитанности обучающихся понимается стиль поведения, соответствующий нормам и правилам, установленным существующими общественными отношениями

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие.

Анализ осуществления педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. Педагогическое действие преподавателя начинается с формулирования дидактической цели, определения содержания, средств, способов ее достижения и предполагаемого результата действия.

Чтобы успешно осуществлять педагогический процесс преподавателю необходимо уметь:

- планировать свою деятельность, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся;

- формировать мотивацию и стимулировать их деятельность;

- обеспечивать освоение обучающимися основных структурных компонентов деятельности в области физической культуры и спорта.

Кроме того, чтобы педагогическая деятельность была эффективной, преподавателю надо знать:

- психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;

- природу потребностей обучающихся и мотивов их деятельности;

- ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды;

- особенности работы в коллективе (команде).

В процессе обучения и воспитания на занятиях физической культурой обучающиеся осваивают способы регулирования своих действий на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий.

В этот период у них развивается память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. Это помогает совершенствованию физических качеств и двигательных действий в ходе систематических занятий при постоянных нагрузках. Высокая степень развития волевых черт характера (настойчивости, смелости, решительности и др.) – важнейшая предпосылка овладения самыми сложными двигательными действиями и преодоления трудностей.

Одна из ключевых проблем в обучении и воспитании – овладение техникой упражнений. Процесс овладения техникой во многом зависит от уровня развития психических процессов (психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания), регулирующих движения, характерные для конкретного вида упражнений.

При этом важную роль играют перцептивные качества, которые обеспечивают все операции, связанные с получением информации, а также психомоторные качества(точность сенсомоторной реакции и быстрота движений), от которых зависит эффективность действий обучаемого.

Совершенствовать психомоторные функции и познавательные психические процессы можно путем выполнения (в рамках программы) разнообразных упражнений, а также путем специального развития ведущих двигательных качеств. В периоды интенсивных тренировок и соревнований особенно заметна зависимость результатов физической культуры от психических процессов.

На учебных занятиях, соревнованиях студенты сталкиваются с объективными и субъективными трудностями. Объективные трудностисвязаны: с усвоением программных требований по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, лыжной подготовке; выполнением обязательных контрольных упражнений при проверке и оценке физической подготовленности студентов; организацией и условиями проведения занятий. Субъективные трудностисвязаны: с возрастными особенностями обучаемых; отношением к общим условиям проведения занятий и к конкретному занятию; индивидуальными возможностями выполнения упражнений, направленных на воспитание волевых качеств.

В практике существует понятие психологической подготовки:успехи спортсмена связывают с хорошей психологической подготовкой, а неудачи, срывы – с недостаточной. Завершая обучение по разделам физической культуры, в конце семестра студенты заблаговременно психологически настраиваются на сдачу зачетов – это общая психологическая подготовка.Подготовка к занятиям по плаванию, к отдельному соревнованию называется специальной психологической подготовкой.В любом случае психологическую подготовку надо корректировать в зависимости от условий и обстоятельств, и, как правило, это осуществляет преподаватель.

В учебном процессе важное место занимает пара: педагог – обучаемый. От педагога требуется проявление особого такта во взаимоотношениях с обучаемым, умение найти те мотивации в его характере, которые позволят наиболее рационально управлять им. Большой ошибкой является противопоставление способного студента менее способным и предоставление ему больших прав, чем другим. Это чревато внутриколлективным конфликтом, что для способного обучаемого может оказаться губительным.

Учебная группа – сложный организм, в котором социально-психологические явления, возникающие в результате непосредственного общения, находятся во взаимодействии и постоянном движении.

К наиболее значимым социально-психологическим явлениям относятся: взаимные требования и оценки, самоутверждение, соперничество и соревнование, взаимопонимание, сопереживание и сочувствие, внушение и подражание, коллективное настроение и традиции.

Отношения между студентами в группе всегда сложные и имеют определенные особенности. С одной стороны, во время соревнований они соперники, с другой – они вместе учатся, проводят досуг, делят все трудности обучения. В учебных группах возможно создание отдельных микрогрупп, которые формируют психологическую обстановку в коллективе. Эти особенности преподавателю необходимо учитывать в своей педагогической деятельности.

Требования, предъявляемые к преподавателю физического воспитания, определяются: изменениями, произошедшими в обществе, новыми общественно-политическими и экономическими отношениями; реорганизациями в образовательной системе, в физкультурно-спортивном движении страны.

Деятельность преподавателя связана с определенными сложностями: с постоянным изменением обстановки в спортивном зале, бассейне, на стадионе, а также с использованием разнообразного спортивного инвентаря и оборудования, неправильное обращение с которым может привести к травмам.

Занятия всегда проходят с высокой двигательной активностью студентов и возможностью проявления ими недисциплинированности. При неодинаковой физической подготовленности и высокой моторной плотности урока преподаватель одновременно руководит несколькими малыми группами и на разных снарядах. Он ограничен во времени воздействия на студентов, так как занятия проходят два раза в неделю. Преподаватель должен иметь хорошо сформированные навыки выполнения различных упражнений, некоторые из которых интерферентны, т.е. противоположны по своей двигательной структуре, когда развитие одних навыков затрудняет формирование других.

Преодолеть названные трудности преподаватель может за счет своих личностных качеств, систематически их развивая. Опытный педагог точно и быстро ориентируется на занятиях благодаря широкому полю зрения, большому объему внимания, умению быстро его переключать. Начинающий преподаватель создает свой объем информации, в котором могут храниться образы самых разнообразных действий. Он вырабатывает зрительную память, постоянно реагирует на меняющуюся динамичную обстановку занятия, учится быстро и правильно принимать нужные решения, проявлять эмоциональную устойчивость, выдержку, самообладание, инициативность и настойчивость.

Преподаватель знает больше, чем студенты, но не всегда может показать упражнение, которое с легкостью выполняют ученики. Возраст, состояние здоровья иногда не позволяют ему наилучшим образом показать технику сложного упражнения. Здесь приходят на помощь, во-первых, мастерство педагога – умение использовать наглядные пособия; во-вторых, его авторитет, который складывается из высокой профессиональной компетентности, творческого отношения к занятиям, трудолюбия и работоспособности, уважительного отношения к студентам, высокой требовательности и справедливости в оценках.

Профессионализм преподавателя базируется на его нравственной основе. При отсутствии активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств он не сможет выполнять главную свою задачу – воспитывать профессионально грамотного специалиста, физически и духовно развитых людей.

Содержание преподавательской деятельностипредставлено следующими ее видами: конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический (познавательный).

Конструктивный вид деятельности в области физического обучения и воспитанияэто умение преподавателя планировать и прогнозировать учебно-воспитательный процесс, направленный на физическое развитие студентов, формирование у них личностных качеств, способствующих их физическому совершенствованию.

Опытный педагог, обладающий аналитическим мышлением, может предвидеть их реакцию на тот или иной способ воздействия. Педагогу, поддерживающему тесные контакты с руководством факультетов, старостами учебных групп, с каждым обучаемым в отдельности, особенно с теми, кто проявил хорошие склонности к физической культуре и спорту, всегда сопутствует успех. Эти контакты позволяют ему оказывать влияние на моральный климат в учебной группе, на каждого в отдельности, предупреждая негативные настроения и проявления.

Коммуникативный вид деятельностиэто умение преподавателя преподнести содержание учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся и их возможностями его усвоения на данном этапе учебно-воспитательного процесса. Коммуникативный виддеятельности определяет стиль и качество общения с окружающими.

В педагогической деятельности искренность, доброжелательность, терпеливость и тактичность положительно влияют на дисциплину обучаемых. Они лучше относятся к занятиям, самостоятельной подготовке, легче усваивают знания и формируют навыки.

Для установления и поддержания творческих отношений со студентами наиболее благоприятны сдержанность, вежливая строгость и пунктуальность. Как на занятиях, так и в неформальном общении большое значение имеют отзывчивость преподавателя, внимательность к вопросам, мнениям и замечаниям, повышенное внимание к физически слабо подготовленным студентам. Предвзятое отношение, неприязнь со стороны преподавателя ведут к неправильному выбору методов и приемов воздействия, осложняя общение не только индивидуально, но и с учебной группой в целом, что может вызвать стойкое отрицательное отношение студентов к занятиям по физической культуре. Поэтому со стороны педагога недопустимы грубость, повышение голоса и употребление бранных слов. Это подрывает его авторитет, может привести к конфликтам.

Организаторский вид деятельностивыражается в умении преподавателя создавать атмосферу творческого содружества с обучающимися, подготавливать и проводить учебные и воспитательные мероприятия на высоком профессиональном уровне.

Преподаватель-организатор умеет четко подготовить и провести учебное занятие, любое спортивное мероприятие, зарядить своей энергией других, а также деловитость, распорядительность и хозяйственность. Организовать – это значит в каждой ситуации уметь оценить обстановку, принять правильное решение, добиться его выполнения.

От организаторских умений и навыков преподавателя зависит эффективность проведения занятия или соревнования. Организаторский компонент деятельности предъявляет высокие требования к личностным качествам педагога. Первостепенное значение имеют гибкость и критичность ума, умение быть энергичным, инициативным, требовательным, настойчивым, решительным, работоспособным.

Гностический вид деятельностисвязан с претворением в практической деятельности знаний теоретических основ  педагогической деятельности во  всех ее проявлениях.

В ходе познания важную роль играет анализ: собственной педагогической деятельности; особенностей физической подготовленности обучаемых, их интересов, склонностей, жизненных идеалов и убеждений; их отношения к физической культуре и спорту; общей успеваемости и взаимоотношений в учебной группе; опыта учебной и воспитательной работы своих коллег.

Индивидуальная характеристика овладения преподавателем каждой из этих видов деятельности производится в соответствии с ее оценкой в соответствии с проявлением теоретической основы каждого вида деятельности, тех умений и навыков, которые демонстрирует преподаватель в ходе их выполнения.