Организация учебного и тренировочного процессов по физической культуре и спорту

Основные формы организации учебного процесса по физической культуре:

- обще-подготовительные;

- профессионально-прикладные;

- спортивные;

- оздоровительно–гигиенические;

- оздоровительно–профилактические;

- учебные;

- учебно-корректирующие учебные занятия.

Учебная программапо физической культуре и спорту  содержит организационно-методические указания, распределение учебных часов на освоение основных разделов программы, содержание разделов дисциплины, формы промежуточного и итогового контроля процесса обучения, учебно-методическое и техническое обеспечение курса.

Реализация содержания учебного курса предполагает у учащихся формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков под воздействием физических нагрузок, а также интенсификацию занятий по избранным видом спорта.

Контрольный раздел учебной программы представляет собой систему проверочных упражнений, позволяющих проверять уровень физической подготовленности и степень освоения двигательных навыков учащимися на всем протяжении обучения.

Занятия по физической культуре могут иметь следующую направленность: обще-подготовительную, профессионально-прикладную, спортивную, оздоровительно - гигиеническую, оздоровительно - профилактическую, учебную и корректирующую.

Основными требованиями к организации учебного процесса по физической культуре и спорту являются:

- связь с задачами образовательного процесса;

- систематичность и сочетание различных форм физического обучения и воспитания;

- равномерное распределение физической нагрузки;

- учет местных условий.

Связь физического обучения с общими задачами образовательного процесса обусловлена тем, что она служит повышению профессионального уровня и работоспособности учащихся, освоению ими учебных дисциплин

Систематичность физического обучения и воспитания предполагает регулярность и определенную последовательность в использовании различных средств и методов и обеспечивается:

- проведением занятий не менее двух раз в неделю;

- рекомендациями проведения утренней физической зарядки на каждый день;

- проведением спортивных тренировок до двух раз в неделю.

Систематичность реализуется в постепенном наращивании физических и специальных качеств каждым учащимся, закреплении ими прикладных навыков.

Сочетание различных форм физической культуры– важное требование к организации учебного процесса. Необходимо, чтобы все формы учебных занятий были согласованы по срокам и основному содержанию. Так, состязания по лыжам, гимнастике, плаванию, легкой атлетике преподаватели планируют на завершающую стадию обучения, когда учащиеся более натренированны. Это позволяет лучше закрепить результаты освоения ими учебной программы и проверить уровень их физической подготовленности.

Равномерное распределение общей физической нагрузки в течение учебной неделиобеспечивается с учетом нагрузки на занятиях по другим учебным дисциплинам и увязывается по содержанию и срокам. Тренировки в секциях по видам спорта планируются в те дни, когда не проводятся учебные занятия.

Учет местных условий обеспечивает реальность планирования учебных занятий. Под местными условиями понимаются:

- уровень подготовки преподавателей;

- уровень физической подготовленности студентов;

- материально-техническое обеспечение занятий;

- месторасположение образовательного учреждения (имеется в виду наличие рядом парков, спортивных сооружений, экологически загрязненных объектов и др.).

Подготовка преподавателей является важным аспектом организации учебного процесса по физической культуре и спорту, егооснованием служит постоянное повышение уровня психолого-педагогических  знаний и профессионального мастерства.

Уровень физической подготовленности учащихся также  учитывается при организации учебных занятий. Чем он выше, тем сложнее должно быть содержание занятий. При низком уровне планируются различные подготовительные и менее сложные упражнения. По мере повышения физической подготовленности обучаемых усложняются упражнения, увеличивается количество повторений их выполнения.

Материально-техническое обеспечениеважный элемент организации учебного процесса по физической культуре и спорту. Опыт свидетельствует, что высокий уровень занятий и спортивных мероприятий достигается за счет хорошей спортивной базы.

Материально-техническое обеспечение занятий осуществляется так, чтобы каждой учебной группе были созданы максимально благоприятные условия для качественного обучения на стадионе, в бассейне, спортивном зале или помещении, оборудованном для занятий гимнастикой, в тренажерном зале и на спортивных площадках.

Основные направления процесса обучения физической культуре – этоовладение учащимися системой научных знаний, двигательных умений и навыков, развитие креативных и физических способностей, формирование поведения, отвечающего принципам социальной направленности личности.

Основными общими задачами системы физической культуры и спорта в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях могут быть названы:

- развитие и совершенствование физических качеств обучающихся,

- овладение каждым обучающимся основными прикладныминавыками физической культуры;

- воспитание целеустремленности, смелости и решительности, инициативности и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи,

- укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности.

 

Специальные задачи физической культуры

Специальные задачи курса физической культуры – направленность на реализацию целей и задач обучения, включение в программу обучения всех разделов физической культуры,
установление оптимального соотношения учебного времени на усвоение каждого из них, активизация учебно-воспитательного процесса.

Каждая задача имеет свою специфику.

Первая задача - развитие и совершенствование физических качеств занимает ведущее место среди общих задач физической культуры.

Значение высокого уровня развития выносливости, силы, быстроты и ловкости является общеизвестным и общепризнанным. В современных условиях не только подтверждена значимость данных физических качеств, но и получена количественная и качественная характеристика их влияния на общее состояние человека.

Человек, обладающий высоким уровнем физической подготовки, разносторонне физически развитый, в условиях воздействия больших физических нагрузок и нервно-психических напряжений, как правило, значительно превосходят по показателям работоспособности, утомляемости нервной устойчивости  других людей.

Вторая задача - этоовладение каждым обучающимся основными прикладными навыками физической культуры предусматривает сформированность умений передвижения и действий в ходьбе, беге, прыжках, в выполнении приемов самозащиты.

Упражнения и приемы как элементы двигательных умений человека являются эффективными средствами развития и совершенствования физических и психологических качеств.

Они являются основой для овладения такими специальными навыками, как плавание в одежде в экстремальных условиях, с использованием подручных и аварийно-спасательных средств, в легководолазном снаряжении, ныряние и другие действия на воде и под водой. Бег по пересеченной местности в экстремальных условиях, передвижение на лыжах при необходимости преодоления расстояния в условиях снежных заносов и др.

Процесс обучения плаванию создает также благоприятные возможности для совершенствования физических и волевых качеств личности для повышения функциональных возможностей организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, для укрепления здоровья и закаливания.

Передвижению на лыжах, как правило, обучаются в районах со снежной зимой. В настоящее время имеются возможности передвижения в любую погоду на лыжероллерах, роликовых коньках, что также способствует развитию физических и психологических качеств.

Третья задача формирование личностных качеств обучающихся в процессе обучения  и воспитания.

Личность - основной носитель психосоциальных свойств человека. В понятии «личность» фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу.

Воспитание целеустремленности, смелости и решительности, инициативности и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи является важнейшей в формировании черт и качеств личности современного человека и гражданина.

Известно, что практическая возможность развития и совершенствования перечисленных качеств средствами физической культуры и спорта достигается при условии систематического и целенаправленного их применения на занятиях при выполнении специальных упражнений и методических приемов, которые используются с учетом индивидуальных особенностей человека и поставленных учебных и воспитательных задач.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Четвертая задача - оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса. Это, в первую очередь, укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности.

В решении этой задачи находит свое выражение принцип связи теории с практикой учебного и воспитательного процесса физической культуры и спорта.

Достижение любых задач должно обеспечиваться не за счет здоровья студента, а с обязательным условием и на основе постоянного укрепления здоровья и закаливания организма. Хорошее здоровье должно рассматриваться в качестве одного из главных результатов правильно организованного процесса физической культуры и спорта и в качестве основы для физического совершенствования граждан страны.

Многообразие неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебной и профессиональной деятельности, требует повышения устойчивости организма человека к их воздействию. Основой этого является достижение необходимого уровня разносторонней физической подготовленности.

В ряде случаев для достижения высокой устойчивости к действию отдельных факторов разносторонняя физическая подготовка дополняется специальными средствами и методами физической тренировки.

Движущая сила психического развития обучающегося – противоречие между достигнутым уровнем развития его способностей и типами связей с окружающей средой.

Решение специальных  задач в области физической культуры и спорта имеетбольшое значение для духовного и физического становления личности.

Их выполнение относится к подготовке спортсменов по тем или иным видам спорта. Но решение специальных задач в большой мере касается и организации занятий со студентами, имеющими физические недостатки, отклонения в физическом развитии.

Решение этой задачи  требует от преподавателя специальных знаний в области медицины и физиологии, возрастных особенностей и морфологии.

Необходимо иметь в виду, что основа структуры личности обучающегося – направленность интересов и потребностей, которые являются сложным психическим образованием, определяющим поведение, отношение к себе, к миру и к окружающим.

Различия в содержании, характере и условиях учебной и профессиональной деятельности человека определяют необходимость решения общих и специальных задач физической культуры и спорта. В специальных задачах находят свое конкретное, концентрированное выражение специфические требования к физической подготовленности.

Определение специальных задач и путей их решения имеет принципиальное значение для правильной организации  физической и психологической подготовки студентов.

Однако научное определение специальных задач связано со значительными трудностями, одна из которых заключается в том, что характер специфических требований к физической подготовленности часто скрыт от внешнего наблюдения.

Большую трудность представляет выделение основных требований к постановке специальных задач, поскольку для каждого вида спорта необходимы свои специальные задачи.

Психическое развитие обучающегося – прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования.

Если, например, к тяжелоатлетам и пловцам применять одинаковые специальные задачи, то в их подготовке могут возникнуть противоречия, которые приведут к нежелательным результатам.

Проблема определения специальных задач физической культуры и спорта на основе анализа специфических требований к физической подготовленности студентов состоит в выявлении физических, психологических, специальных качеств и двигательных навыков, которые в наибольшей степени необходимы тому или иному студенту в процессе обучения или спортсмену, если это касается специальной подготовки.

Психические процессыразличные формы субъективного отражения объективной реальности. С их помощью осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и овладение навыками, обучение и профессиональная деятельность.