Лицензирование образовательных учреждений дополнительного образования

Лицензирование детско-юношеской спортивной школы – определение контингента обучающихся, направленности учебно-воспитательного процесса на удовлетворение их потребностей (образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых, социально-адаптационных и др.). Современный порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений дополнительного образования, к которым относятся детско-юношеские спортивные школы, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». В соответствии с этим Положением лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет обязательное приложение, содержащее перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, квалификацию, присваиваемую выпускникам, контрольные нормативы и предельную численность обучающихся.

Лицензия выдается на срок не менее чем три года. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Минобрнауки РФ государственными органами управления образованием субъектов РФ и соответствующими органами местного самоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы, установленные законодательством для образовательных учреждений возникают с момента выдачи ему лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение, вправе ознакомиться с его лицензией

Построение образа детско-юношеской спортивной школы начинается с определения контингента обучающихся, на удовлетворение потребностей (образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых, социально-адаптационных и др.) которого она будет работать.

Таким образом, уточняется миссия учреждения дополнительного образования, т.е. та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит. Затем следует обратиться к результатам проблемно-ориентированного анализа и выделить те проблемы, которые потребуется решить.

В результате разработки концептуального проекта должно быть получено описание учреждения дополнительного образования, содержащее следующие компоненты:

– структуру учреждения дополнительного образования;

– учебный план;

– образовательные программы (авторские, экспериментальные, модифицированные);

– организацию учебно-воспитательного процесса (подходы, идеи, структуры, способы);

– характеристики (описания) технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться  содержание образования;

– характеристики нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой, методической работы.

Разработанный концептуальный проект будет представлять собой будущее состояние учреждения дополнительного образования.

Аттестация

Аттестация – это вид государственно-общественного контроля над эффективностью работы образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему Типовым положением и Уставом.

Аттестация, в соответствии с законодательством, является главной формой государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях. Аттестация – это процедура, связанная с проведением внутреннего самообследования образовательного учреждения и внешней аттестационной экспертизы, принятием решения о выдаче или отказе в выдаче образовательному учреждению заключения о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения  (независимо от форм получения образования).

Первой аттестация вновь созданного образовательного учреждения – детско-юношеской спортивной школы, проводится по его заявлению после первого выпуска обучающихся. Возглавляет аттестационную комиссию работник органа (службы), проводящего аттестацию. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы разных уровней, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.

В рамках разработки «Российского стандарта общего образования» предложены три основания для дифференциации образовательных учреждений:

1) по характеру используемых программ (стандарт содержания);

2) по характеру имеющегося в распоряжении учебного заведения педагогического коллектива (стандарт учителя);

3) по экономической базе учебного заведения.

Используя эти три основания, можно построить матрицу, которая вполне применима к учреждениям дополнительного образования.

Образовательные программы определяют уровень подготовки будущих спортсменов, способ формирования контингента, применяемые организационные формы и методы, методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение детско-юношеской спортивной школы.

В зависимости от категории спортивной школы, указанной в заявлении, аттестацию будут проводить эксперты и комиссии разных уровней в соответствии с положением, принятым в регионе.

Срок действия решения аттестационной комиссии – 5 лет. Ответственность за предоставление необходимой информации несет руководитель спортивной школы и председатель аттестационной комиссии образовательного учреждения.

Существуют различные подходы к мониторингу видов образовательных учреждений. Однако все подходы опираются на признание, во-первых, того, что образовательное учреждение – юридическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе социально-педагогический процесс; во-вторых, того, что следует вычленить общие основания дифференциации.

К ним относятся:

- уровень и приоритет целей и задач;

- количество предметов, профилей;

- степень их интегративности;

- приоритет и соотношение направлений деятельности;

- особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие органа самоуправления;

- система учета и контроля результатов обучения и воспитания, спортивных достижений учащихся;

- уровень образовательных результатов;

- обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое.

Рекомендательный характер имеет предложение такой последовательности основных критериев аттестации учреждений дополнительного образования по их соответствию типу, виду и категории:

- критерий функционирования;

- критерий результативности;

- критерий эффективности.

Аттестация учреждения дополнительного образования (спортивных школ) выступает главным условием для государственной аккредитации учреждения, после которой оно получает окончательное признание государства и все необходимые для функционирования и развития права. Основная функция аттестации образовательного учреждения дополнительного образования - оценка деятельности образовательного учреждения (спортивной  школы) по заранее разработанным критериям.

Критерий – это показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки.

Практика государственной оценки образовательного учреждения включает несколько позиций:

- оценка процесса;

- оценка результата;

- оценка соответствия результата той цели, которая ставилась;

- оценка соотношения начального и конечного состояния системы.

Но все эти оценочные позиции подчиняются преимущественно контролю над состоянием (функционированием) деятельности учреждения и за работой его руководства, администрации.

Основаниями для оценки служат:

- нормативные документы и стандарты;

- сравнительные данные об изменении состояния образовательного учреждения за определенный временной срок;

- сравнительные данные о состоянии аналогичных образовательных учреждений.

Таким образом, осуществлялась государственная констатация результативности деятельности образовательного учреждения.

Изменения в общественно-экономической жизни, распространение демократических реформ с одновременной сменой систем оплаты труда, финансирования образования добавили к существующей оценке и контролю еще один подход – подход к оценке эффективности работы каждого образовательного учреждения.

Реализация этого подхода определила необходимость расширения ряда оценочных оснований (критериев), их систематизации по отношению к различным вида спортивного образования.

При создании системы критериев необходимо установить соотношение, взаимосвязь между направлениями оценки, структурировать их, выделив «смысловое ядро». Для всех образовательных учреждений таким «смысловым ядром» несомненно является оценка результата и оценка соответствия результата той цели, которая ставилась.

Рассмотрим систему критериев аттестации учреждений на примере дополнительного спортивного образования.

Значение оценочной функции в системе дополнительного образования возросло в силу увеличившейся самостоятельности регионов и учреждений, финансово-бюджетных ограничений и требований. Но ее реализация пока связана со многими сложностями объективного и субъективного уровня.

Сегодня еще нет однозначного ответа на вопрос, что считать показателями результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования (спортивных школ).

Экспериментальная аттестация показала не только неэффективность количественного (суммарного) подхода к оценке, но и трудность подтверждения посредством качественного подхода – в силу отсутствия объективных критериев качества деятельности многообразных видов дополнительного спортивного образования.

Каждое учреждение дополнительного образования (спортивная школа) индивидуально, уникально, часто имеет свою конкретную целевую направленность или профильность, что влечет за собой определенные особенности качества результата деятельности, качества образования.

Эта уникальность учреждения отражается (должна быть отражена!) в Уставе учреждения, в определении миссии и соответствующих ей учебном плане, пакете образовательных программ, целостной образовательной программе учреждения и программе развития.

Следовательно, в процессе аттестационной деятельности конкретных видов учреждений дополнительного образования (спортивных школ) изучается соответствие результатов деятельности и спецификации учреждения.

Но аттестационные требования оказались излишне унифицированы и не специализированы в системе дополнительного образования.

Традиционно наиболее важными критериями оценки результатов деятельности образовательного учреждения (спортивной школы) считаются:

1) критерий качества – соотношение реальных результатов деятельности учреждения с поставленными целями, моделью выпускника, государственными стандартами;

2) критерий эффективности – отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов.

В научных исследованиях, посвященных инновационным процессам в образовательных учреждениях, обращается внимание на два вида критериев эффективности; это

- результативность (результаты должны быть выше результатов типичных для школ данного региона; результаты учеников должны в максимальной степени соответствовать их возможностям);

- затраты времени (как интегральный показатель эффективности любого труда).

Данные критерии универсальны (но не бесспорны) для всех образовательных учреждений независимо от типа и вида. Использование их для аттестационных целей стало уже привычной нормой, стереотипом общественного сознания.

Менее распространены, но используемы в практике оценки инновационного образования, следующие критерии: продуктивность, готовность к инновациям, гибкость, наличие ресурсов.

Продуктивность – степень выполнения задач и обязанностей учреждения в целом.

Рост – готовность к изменениям и общий уровень компетентности учреждения.

Гибкость – способность образовательного учреждения менять порядок процедур и управление в соответствии с пожеланиями общественности, изменениями социума.

Планирование – постановка целей и задач, оценка необходимых для их выполнения ресурсов.

Наличие общих нормативов, общепризнанных и компетентных научно обоснованных разработок не ограничивает процессов их детализации, уточнения, развития.

Аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством статуса образовательного учреждения – его типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Возможность проведения данной процедуры и получение образовательным учреждением государственной аккредитации предопределяется положительным заключением аттестационной комиссии.

Поэтому аттестация и государственная аккредитация, сохраняя свои процедурные отличия, внутренне взаимосвязаны, соподчинены. Признание целостности аттестации и аккредитации – принципиальное утверждение для системы дополнительного образования.

Образовательное учреждение самостоятельно организует и осуществляет образовательный процесс в соответствии со своим Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

Такое учреждение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные и профессиональные программы, имеет право выдачи документа государственного образца об уровне образования и (или) квалификации своим выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему государственного централизованного финансирования возникает с момента их государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.

Это положение о порядке аттестации и государственной аккредитации распространяется только на те учреждения дополнительного образования, которые имеют соответствующие лицензии на реализацию программ определенного уровня образования.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

В отношении учреждений дополнительного образования детей закон «Об образовании» предусматривает свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее их государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения (ст. 33).

Государственный статус – правовое признание государственными органами управления образованием состояния образовательной деятельности учреждения в сложившейся системе образования.

Процедура признания является заключительной в едином процессе государственного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях, ей предшествуют регистрация, лицензирование и аттестация.

Поэтому можно сказать, что государственная аккредитация – это обоснованная и аргументированная оценка качества деятельности учреждения (спортивной школы).

Категория образовательного учреждения – иерархическое положение образовательного учреждения в сложной системе образования. Но сразу же надо отметить, что эта градация не является формальной и догматичной.

Главное – это общность содержания, его стратегической направленности и возможность «движения» в нем от минимального уровня к максимальному. Смысловое наполнение понятия «категория» многогранно.

В философском смысле категория – это общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Категория – это также организующий принцип деятельности человека, его уровень мышления, зависимый от культуры, опыта практической деятельности и познания.

Примечательно, что в переводе с греческого языка «категория» – это не только «признак», но и «обвинение» – общественная констатация отсутствия какого-нибудь признака. Перечисленное количество категориальных номинаций (от низшей до высшей) есть предложение образовательному учреждению от государства и общества к совершенствованию, обретению полноты своего качества.

Все смысловые оттенки данного понятия по-своему помогают осознанию сути определения категории учреждения дополнительного образования и обязательности ее в государственном установлении статуса. «Категория учреждения» отражает качество и уровень даваемого этим учреждением образования. Качество – это некое отличительное свойство от чего-либо.

Есть спортивные учреждения, работающие в режиме ознакомительных программ, есть учреждения, работающие на старых основаниях «лоскутного одеяла» – каждый кружок сам по себе.

И есть спортивные учреждения, где основная масса программ – долгосрочные, интегрированные, выводящие учащегося из поля общеобразовательного в поле профессиональное.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится:

- Министерством образования и науки РФ по отношению к учреждениям федерального подчинения;

- ведомственными государственными органами управления образованием – учреждений, находящихся в ведении этих органов;

- государственными органами управления образованием по отношению к учреждениям, расположенным на данной территории.

Основания для проведения аккредитации.

1. Заявление образовательного учреждения.

2. Копия заключения аттестационной комиссии.

3. Копия приказа о признании данного учреждения аттестованным.

4. Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности.

При установлении государственного статуса образовательного учреждения рассматриваются следующие показатели:

- уровень реализуемых образовательных программ (на основании заключения аттестационной комиссии);

- направленность реализуемых образовательных программ (на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин);

- структура учебных групп;

- качество подготовки выпускников (на основе заключения аттестационной комиссии);

- кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, тренерских, руководящих работников – при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

- информационно-техническое оснащение образовательного процесса при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

- медико-социальные условия пребывания обучающихся воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса при установлении видов образовательных учреждений.

Из всех перечисленных основополагающих положений следует, что одним из самых ответственных актов подготовки и проведения государственной аккредитации учреждений дополнительного образования является определение требований, предъявляемых к ним, и критериев их отнесения к соответствующему типу, виду и категории (определения статуса).

Причем, для установления государственного статуса достаточно средних показателей деятельности учреждений на территории данного субъекта Российской Федерации.

Так, в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей с марта 1997 г. включен пункт: «Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки РФ» , что позволяет отметить возникающую проблему стандартов в дополнительном образовании  в целом как существенных оснований для подтверждения его социально-педагогической значимости.

Какими могут быть требования, предъявляемые к учреждению дополнительного образования?

1. Требования к уровню и направленности реализуемых образовательных программ (образовательной системе) – требования к типу.

2. Требования к педагогической системе учреждения – требования к виду.

3. Требования к качеству результата деятельности – требования к категории.

4. Требования к обеспечению деятельности – требования к категории.

Установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями (стандартами) является предметом и содержанием деятельности постоянно действующей аккредитационной комиссии (коллегии).

В состав этой комиссии включаются представители органов управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения (или об отказе) государственный (ведомственный) орган управления образованием на основании составленного аккредитационной комиссией представления.

Свидетельство о государственной аккредитации (или отказе) выдается учреждению в 2-недель-ный срок после принятия решения. Отказ может быть обжалован в установленном законом порядке.

При реорганизации учреждения (изменении организационно-правовой формы, статуса) его устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

 

Аттестация педагогических кадров в образовательных учреждениях
дополнительного образования

Целями аттестации педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования являются: выявление профессионального уровня педагога (тренера) дополнительного образования, повышение этого уровня при необходимости до творческого и в связи с этим повышение качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Требования к проведению аттестации кадров учреждения дополнительного образования позволяют обеспечить дифференцированную оплату труда педагогических работников в зависимости от качества их труда.

Основой для материального стимулирования становится профессиональная компетентность. При этом одновременно решаются две задачи: первая – сохранить в системе дополнительного образования специалистов высокой профессиональной компетенции и вторая – развить мотивацию для повышения образовательного уровня педагогов (тренеров). Аттестация – не самоцель, она направлена на совершенствование системы дополнительного образования в целом.

Основные задачи аттестации:

– создание максимально наилучших условий образования учащихся спортивных школ;

– повышение качества профессионального роста тренерского состава;

– создание открытой социуму инновационной системы образования.

Аттестация кадров предполагает оценку не только деловых качеств и знание предмета своей деятельности, но и личностные качества педагога, его умение вести воспитательную работу, сопоставлять, анализировать, обобщать.

Содержанием аттестации является анализ деятельности учреждения дополнительного образования:

– соответствие содержания учебного плана и программ требованиям действующего законодательства и базисного учебного плана;

– выявление особенностей результатов отношений субъектов образовательного процесса, организуемого учреждением дополнительного образования;

– качество образования и развитие обучающихся на основе анализа результатов деятельности;

– состояние материально-технической базы и ее соответствие целям и задачам образовательного процесса;

– соответствие уровня квалификации руководящих и педагогических (тренерских) кадров предъявляемым к ним требованиям – оценка развитости образовательной среды, организуемой учреждением;

– состояние научно-методического обеспечения организуемого образовательного процесса;

– состояние качества научно-методического обеспечения образовательного процесса, организуемого учреждением;

- соответствие используемого содержания дополнительного образования существующим и перспективным потребностям;

- выявление результативности разнообразных форм и методов массовой работы с подростками, организуемой учреждением;

- состояние социально-экономических связей учреждения;

- состояние работы по диагностике уровня развития обучающихся в учреждении;

- оказание конкретной помощи образовательному учреждению в устранении выявленных недостатков в поддержке персональных творческих педагогических инициатив;

- социальная защита молодежи от предоставления некачественных образовательных услуг.

 

Перечень документов и материалов, необходимых для
аттестации педагогов дополнительного образования

Для аттестации педагога (тренера) учреждения дополнительного образования (спортивной школы) необходим целый ряд документов и материалов, позволяющих провести его аттестацию:

- копии документов об образовании (повышении квалификации), подтверждающие звания, членство в творческих союзах, присвоение наград и разрядов;

- программа повышения квалификации;

- учебный план;

- анализ журнала посещения занятий;

- реферат;

- общеобразовательные, профессиональные, общекультурные, комплексные и интегрированные программы (программа) объединения;

- программа, план и формы работы, методические разработки по работе с родителями, общественностью, информирование их о ходе образовательного процесса;

- поощрение обучающихся: форма и периодичность;

- программы организации психологической помощи и коррекции, педагогической поддержки детям группы риска;

- работа с одаренными учащимися  (форма и периодичность);

- программа работы в летний период;

-методические разработки (раздаточные материалы, аудиовизуальные, компьютерные средства, сборники задач, справочники);

- перечень и копии договоров с предприятиями, организациями и учреждениями;

- сценарии праздников, походов, экскурсий, соревнований, других мероприятий;

- выставочные (в том числе фото- и видео-) материалы;

- список и копии дипломов лауреатов, призеров, дипломантов различных конкурсов, фестивалей, программ;

- список опубликованных работ и копии статей, тезисов, книг;

- диагностические материалы интересов и способностей обучающихся (тесты, опросники и другие задания, в том числе и для изучения учебных достижений обучающихся);

- методики социально-психологической диагностики;

- аналитические материалы по результатам наблюдений и диагностики учащихся;

- мероприятия, способствующие выявлению достижений обучающихся;

- зачетные и контрольные (в том числе и выпускные контрольные) мероприятия, их плановая периодичность, итоговый документ (диплом, удостоверение, сертификат, грамота);

- список выпускников, получивших сертификаты (свидетельства) о дополнительном образовании;

- сведения о количестве выпускников, поступивших в вузы, ссузы, устроившихся на работу (по профилю).

Необходимо отметить, что данный перечень документов и материалов для аттестации педагогических (тренерских) кадров учреждений дополнительного образования (спортивных школ) – примерный. Он открыт для дополнения теми документами и материалами, которые периодически разрабатываются, создаются законодательными, управленческими и методическими органами.

Заключительным этапом, характеризующим приобретение образовательным учреждением государственного статуса, является его аккредитация.

Аккредитация

Государственная аккредитация рассматривается как целый комплекс мероприятий по подготовке и принятию управленческого решения об отнесении образовательного учреждения, - детско-юношеской спортивной школы, к определенному типу, виду и категории в соответствии с предъявляемым требованием.

Создание технологии государственной аккредитации потребовало многолетней научно- исследовательской деятельности ведущих коллективов специалистов и ученых, разработки научной теории и технологии процедуры, сбора и систематизации информации о деятельности учреждений дополнительного образования.

Основанием для проведения государственной аккредитации является заключение по аттестации образовательного учреждения. Гарантией качественного образования является государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях.

Традиционно сложившаяся видовая классификация образовательных учреждений России – получила правовое оформление в Федеральном законе «Об образовании» наряду с введением новых представлений о социальном статусе образования и новых принципов управления образовательной системой. Решение об аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования принимает Аккредитационная коллегия Министерства образования и науки РФ, деятельность которой регламентирована нормативными и распорядительными документами. Аккредитованному образовательному учреждению дополнительного образования выдается свидетельство о государственной аккредитации по каждому направлению подготовки или специальности, дающим право на выдачу документа государственного образца о дополнительном профессиональном образовании.

Для обеспечения объективного и обоснованного принятия решения по аккредитации образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и установления ему аккредитационного статуса разработан комплекс информационно-методического сопровождения и программного обеспечения этой процедуры.

В целях совершенствования процедуры государственной аккредитации образовательного учреждения дополнительного профессионального образования разработан порядок комплексной оценки его деятельности с января 2000 г. Новая технология основана на объединении процедур повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Теперь лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации выдается на единый срок. Для всех участников процесса признания достаточного качества предоставляемых учреждением образовательных услуг комплексная проверка является и удобной, и выгодной: сокращаются затраты, время проведения (внешняя экспертиза проводится силами единой комплексной комиссии), упрощаются организационные мероприятия.

Будет полезно почитать по теме: