ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Аттестация

вид государственно-общественного контроля над эффективно-стью работы образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему типовым положением и уставом

2

Взаимодействие пре-подавателя (тренера) физической культуры и обучающихся

согласованная по достижению совместных целей и результатов деятельность, направленная на решение задач, значимых для ее участников

3

Внушение

метод воспитательного воздействия на личность, приводящий к появлению у обучающегося, помимо его воли, определенного состояния, чувства или отношения, не соответствующего его мировоззрению

4

Воздействие

упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей преподавателя (тренера)

5

Гностический вид деятельности

связан с претворением в практической деятельности знаний теоретических основ педагогической деятельности во всех ее проявлениях

6

Государственная аккредитация образовательного

учреждения

процедура признания государством статуса образовательного учреждения – его типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»)

7

Двигательные умения

степень владения двигательным действием, которая харак-теризуется сознательным управлением движением, устойчи-востью к действию сбивающих факторов

8

Двигательный навык

оптимальная, эффективная и рациональная степень владения техникой упражнения, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой точностью и надежностью исполнения действия

9

Движущая сила пси-хического развития обучающегося

противоречие между достигнутым уровнем развития его способностей и типами связей с окружающей средой

10

Индивид

биосоциальное определение человека как представителя вида Homosapiens(принадлежащего к человеческому роду); индивидом можно назвать любого человека

11

Индивидуальность

неповторимое своеобразие психики каждого человека, осу-ществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры

12

Коммуникативный вид деятельности

умение преподавателя преподнести содержание учебного мате-риала в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся и их возможностями его усвоения на данном этапе учебно-воспитательного процесса

13

Конструктивный вид деятельности

умение преподавателя планировать и прогнозировать учебно-воспитательный процесс, направленный на физическое развитие обучающихся, формирование у них личностных качеств, способствующих их физическому совершенствованию

14

Личность

категория социальная и характеризует человека как обществен-ного индивида, субъекта и объекта социальных отношений

15

Личность в психоло-гии физического воспитания

совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих физической активностью

16

Методы воспитания

способы взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направлен-ные на достижение воспитательных целей

17

Методыобучения физическим упражнениям

пути и способы, при помощи которых преподаватель передает учащимся знания, формирует у них соответствующие двигатель-ные навыки и специальные физические качества

18

Общение

особый вид деятельности, имеющий собственную мотивацию; деятельность общения вызывает определенные, не менее реаль-ные изменения в окружающей среде, чем материальная трудовая деятельности

19

Организаторский вид деятельности

выражается в умении преподавателясоздавать атмосферу творче-ского содружества с обучающимися, подготавливать и проводить учебные и воспитательные мероприятия на высоком профессио-нальном уровне

20

Основа командной работы

эффективное взаимодействие между обучающим тренером (преподавателем) и учащимся как в процессе тренировок, так и во время соревнований

21

Основа структуры личности обучающегося

направленность интересов и потребностей, которые являются сложным психическим образованием, определяющим поведение, отношение к себе, к миру и к окружающим

22

Основная задача общения

регулирование совместной деятельности преподавателя (тренера) и воспитанников, обеспечивающее их взаимодействие, способст-вующее эффективности педагогического процесса

23

Основные направления процесса обучения физической культуре

овладение учащимися системой научных знаний, двигательных умений и навыков, развитие креативных и физических способностей, формирование поведения, отвечающего принципам социальной направленности личности

24

Педагогическая культура

специфическая профессиональная категория, означающая опреде-ленную степень овладения преподавателем педагогическим опытом совершенствования учебно-воспитательного процесса

25

Педагогическая техника

использование преподавателем личностных качеств в осуще-ствлении педагогического процесса; педагогическая техника – это умение говорить и слушать, использовать логические приемы, эмпатию, вовлеченность в процесс общения с обучающимися

26

Педагогический такт

проявление чувства меры, выбор наилучшей формы и содержания педагогических воздействий в процессе учебно-воспитательной деятельности. Он основан на выдержке и уравновешенности, внимательности и высокой требовательности, уважении к студентам со стороны преподавателя

27

Педагогическое общение

процесс взаимодействия преподавателей (тренеров) со сту-дентами, задачами которого являются успешное обучение и воспитание, обмен информацией, создание благоприятного психо-логического климата и эмоционального контакта

28

Предмет изучения теории физической культуры и спорта

общие закономерности физического обучения и воспитания учащихся, как социального явления

29

Продуктивная спортивная команда

идеальная модель человеческого общения, основанного на взаимном доверии, взаимоуважении и взаимопомощи

30

Профессионализм обучения

высокий уровень общих и профессиональных знаний, владение передовыми педагогическими технологиями, уровень квалификации, реализация в учебном процессе целей и задач

31

Психическая напряженность

показатель психического состояния личности, проявляющийся в сложных условиях деятельности, может быть умеренной или повышенной

 

32

Психические процессы

различные формы субъективного отражения объективной реальности, с помощью которых осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и овладение навыками, обучение и профессиональная деятельность

33

Психические свойства личности

индивидуальные психологические особенности, которые отличают людей друг от друга: темперамент, характер, способности, потребности и мотивы

34

Психическое развитие обучающегося

прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования

35

Психическое состояние обучающегося

временное изменение в психике, происходящее под влиянием внешних или внутренних причин, которое может быть выражено динамикой психической деятельности: утомлением, эмоциональ-ным напряжением (стрессом)

36

Система физической культуры

исторически обусловленный тип практики физического обучения и воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-мето-дические, программно-нормативные и организационные основы

37

Социометрия

(от лат. «общество» и греч «измеряю») – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психоло-гической совместимости

38

Специальные задачи курса физической культуры

направленность на реализацию целей и задач обучения, вклю-чение в программу обучения разделов физической культуры, установление оптимального соотношения учебного времени на усвоение каждого из них, активизация учебно-воспитательного процесса

39

Спортивная

диагностика

распознавание состояния учащегося спортивной школы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последую-щего отнесения к определенной диагностической категории

40

Тестирование

метод психологической диагностики при помощи тестов

41

Убеждение

метод воспитательного воздействия на обучающегося, предоставляющий ему право и возможность самостоятельно и осознанно выбирать способ самовыражения

42

Уровень воспитанности обучающихся

стиль поведения и отношений с окружающими, соответствующий нормам и правилам, установленным существующими обществен-ными отношениями

43

Уровень обученности в области физической культуры и спорта

показатель развития креативных и физических способностей и возможностей обучающегося

44

Утомление

фактор, влияющий на эффективность учебной и спортивной деятельности учащихся, выражающийся в ухудшении работо-способности под влиянием длительных учебных нагрузок, и свидетельствует об истощении внутренних резервов организма

45

Учебная группа

сложный организм, в котором социально психологические явления, возникающие в результате непосредственного общения, находятся во взаимодействии и постоянном движении

46

Цель педагогической деятельности

совокупность социальных и экономических требований развития обучающихся в процессе обучения с учетом их запросов, духовных и природных возможностей