Физическая культура и спорта как специфический динамический процесс формирования личности обучающихся

Физическая культура какорганическая часть культуры общества и личности является основой ее специфического содержания и составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации физического состояния и развития.

Основными функциями педагогического процесса пофизической культуре являются: обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Реализация этих функций до сего времени вызывает значительные затруднения. Анализ учебных занятий и спортивно-массовой работы показывает, что активно занимаются физическими упражнениями лишь 60% обучаемых в школе, около 25% – периодически, 15% имеют освобождение от занятий, и их переводят в группу лечебной физкультуры. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хронически недополученные организмом биологически необходимые физические нагрузки приводят к ухудшению здоровья. Причинами такого положения могут быть:

- недооценка значения физической культуры;

- слабая материально-техническая база;

- недостаточное финансирование, отсутствие необходимого спортивного инвентаря, одежды и обуви.

В обучении и воспитании применяется комплекс мер, средств, методов и форм физической культуры, направленных на физическое совершенствование и всестороннее развитие, соответствующее современному уровню общественного прогресса. Процесс обучения предполагает:

- овладение основами личной физической активности;

- приобретение знаний, умений и навыков физической культуры;

- развитие координационных способностей;

- выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

- развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей.

К этому следует добавить и формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Для эффективного развития учащихся  в процессе обучения преподаватели физической культуры в своей практике используют:

- оптимизацию и интенсификацию обучения на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических технологий;

- деятельностный подход к формированию гармонично развитой личности.

Деятельностный подход в обучении –ориентирование учащихся на усвоение не только готовых знаний и умений, но и на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Под оптимизацией и интенсификациейпедагогического процесса следует понимать:

- повышение целенаправленности обучения и усиление

- мотивации к занятиям по физической культуре и спорту;

- применение творческих методов и форм обучения;

- использование компьютеров и других технических средств обучения.

Это означает отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации и переход к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных формах физической культуры.

Таким образом, требования, предъявляемые к образовательному процессу, направлены на формирование гармонично развитой личности, в том числе средствами и методами физической культуры и спорта.

Практика свидетельствует, что в основном в школах имеются все возможности для  подготовки учащихся физически крепкими, обладающими высокими морально-волевыми, нравственно-духовными и психологическими качествами.

Однако следует иметь в виду, что в современных условиях, притом что требования к физической подготовке остаются высокими, время на обучение по дисциплине физическая культура и спорт – уменьшается.

Интенсификация учебного процесса, введение новых дисциплин, компьютеризация обучения зачастую приводят к нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению физических и нервно-психических нагрузок.

Постоянное напряжение внимания, точность и своевременность действий, повышенная ответственности ведут к переутомлению и нервным срывам.

Чтобы сохранить высокую работоспособность при интенсификации обучения, учащимся необходимо обладать определенными двигательными навыками и специальными психологическими качествами, которые формируются на занятиях по физической культуре.

В существующей образовательной системе физическая культура и спорт – обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими учебными дисциплинами. Эта связь заключается в единстве объекта – обучающегося и цели формированиявысокой социализации личности.

В реализации цели педагогической деятельности по физической культуре используются различные средства, формы и методы, имеющие общие и частные специфические черты.

Так, на занятиях обязательно учитываются возрастные особенности учащихся, особенности физической подготовки мальчиков и девочек. Чтобы занятия были эффективными, преподаватель (тренер) использует специфические формы и методы обучения физическим упражнениям, спортивной тренировки.

В то же время необходимо учитывать комплекс знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

Основа системы физкультурного образования – объективные закономерности экономической, общекультурной, социальной жизни общества.В содержании учебного материала по физической культуре используются сведения из целого ряда наук.

Например, имеется прямая связь физической культуры с психологией, так как физическое здоровье напрямую зависит от состояния психики обучаемых.

Успешное овладение знаниями и умениями по физической культуре позволяет учащимся:

- усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам;

- поддерживать физическую форму в хорошем состоянии;

- повышать успеваемость в соответствии с поставленными задачами.

Таким образом, в образовательной системе физическая культура находится в тесном единстве с другими учебными дисциплинами, дополняя друг друга в достижении образовательной цели.

К образовательным целям физического развитии учащихся относятся:

- оптимальный уровень развития физических качеств, присущих человеку;

- сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма;

- совершенствование телосложения и оптимальное развитие физиологических функций организма;

- длительное сохранение высокого уровня общей и профессиональной работоспособности.

Все эти цели тесно взаимосвязаны между собой и решение каждой из них ведет к решению всех остальных. Однако на каждом из этапов жизни человека приоритет может отдаваться одному или нескольким направлениям. В соответствии с этим и должны подбираться средства для их решения.

К образовательным задачам, решаемым в процессе обучения, относятся:

- приобретение знаний научно-теоретического и практического характера, связанных с физической культурой и спортом и применяющихся в этом роде деятельности;

- индивидуальное формирование жизненно важных и профессионально необходимых двигательных умений и навыков и доведение их до разумной степени совершенства.

С помощью общепедагогических задач решаются вопросы нравственного, идейно-патриотического и трудового воспитания, а также воспитания морально-волевых, эмоциональных качеств и эстетических потребностей.

Главными предпосылками достижения цели и задач обучения и воспитания учащихся является:

- опережающее формирование у молодежи мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;

- установка на здоровый образ жизни и физическое совершенствование;

- потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- подготовка выпускников образовательных учреждений, обладающих высокими практическими навыками и знаниями основ физической культуры;

- способность противостоять физическому и психическому утомлению в процессе учебной и профессиональной деятельности без снижения работоспособности;

- умение планировать и проводить самостоятельную физическую тренировку.

Реализация этих предпосылок предусматривает:

- осознание роли и значения физической культуры и спорта в развитии личности;

- овладение научно-теоретическими, организационными, методическими, педагогическими и практическими основами физической культуры;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, физическому совершенствованию и самовоспитанию, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

- выработка морально-волевых, нравственно-духовных и психологических качеств;

- укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию негативных факторов.

Хорошее здоровье и физическое состояние учащихся должны рассматриваться как один из главных результатов специфического и динамического педагогического процесса физкультурного образования.

Физическая культура являетсяважным средством всестороннего гармонического развития личности, социальным фактором продвижения человека по пути физического совершенствования.