Физическая культура и спорт как составная часть образовательного процесса, цели и задачи педагогического процесса

Система физической культуры - исторически обусловленный тип практики физического обучения и воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы.

Развитие личности - это составная часть общей культуры, неотъемлемая часть образовательного процесса, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Под системой физической культуры понимается исторически обусловленный тип практики физического обучения и воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы.

Мировоззренческие основы базируются на совокупности взглядов, идей, теорий, суждений, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности, определяющих направленность обучающихся на трудовую деятельность.

Подготовка к труду, профессиональной деятельности есть один из основных факторов, определяющих цель образовательного процесса по физической культуре. Изменение условий и характера производства требуют и изменения физической подготовленности людей. Основой трудовой деятельности является высокая трудоспособность, которая обеспечивается в том числе всесторонней физической подготовленностью человека.

Одной из главных задач общества является оздоровление населения. И в этом плане физическая культура имеет большое воспитательное значение.

В настоящее время наметилась отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. Так, по данным Минздрава и Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации лишь 14% детей практически здоровы, у 50% наблюдаются функциональные отклонения и у 35–40% – хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз. К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки.

Достижение физического совершенства неразрывно связано с различными видами воспитания: нравственного, эстетического, трудового, патриотического и др. Различные виды воспитания в той или иной мере проявляются в различных сферах педагогического процесса по физической культуре: на учебных занятиях, спортивных соревнованиях, самостоятельных занятиях в спортивных секциях.

Теоретико-методические основы физической культуры включают в себя достижения различных наук: прежде всего, таких, как: анатомия, физиология, биохимия, биомеханика и др.

Научные основы физической культуры нашли отражение в общественных науках – философии, социологии, в педагогических науках - психологии, педагогике.

В профилированных разделах теории и методики физического воспитания представлены возрастные аспекты - теория и методика физического воспитания детей и взрослых.

Программно-нормативными основами физического обучения и воспитания являются государственные программы по физической культуре и спорту, предназначенные для определенного контингента учащихся и содержащие научно-обоснованные цели, задачи и средства обучения.

В широком смысле слова физическая культура – это вид культуры общества, совокупность его достижений, созданных и рационально используемых в практике всестороннего развития личности, подготовке к труду и защите Родины.

Как любая учебная дисциплина «физическая культура» включает в себя основной понятийный аппарат, средства и методы обучения, воспитания, способы организации обучаемых в процессе различных видов занятий.

Цель физической культуры определяется потребностью личности и общества в специальной подготовке учащихся к социальной и трудовой деятельности

Физическая культура является по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, все шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. Социальная природа физической культуры определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания личности и заинтересованностью самих трудящихся в собственном физическом совершенствовании.

Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил, физических качеств, двигательных навыков, а в целом – общей дееспособности. Это в свою очередь способствует совершенствованию духовных возможностей, что в конечном итоге приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности.

Одностороннее сведение физической культуры только к оздоровительному влиянию и укреплению организма человека является, по мнению многих ученых, упрощенным пониманием ее сущности.

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации физического состояния и развития. Физическая культура служит одним из эффективнейших средств гармонического развития личности, действеннейшим социальным фактором продвижения человека по пути физического совершенствования. В последнее десятилетие роль и значение физической культуры в обществе возросли.

Значительно усилилось внимание государства и власти к физической культуре и спорту. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обеспечивает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми, учащимися, работающими и пенсионерами.

В принятой новой Программе развития  физической культуры и спорта на 2006-2016 гг. раскрываются способы и методы претворения в жизнь основных направлений развития физической культуры и спорта в современных условиях.

Исходя из целей и задач сегодняшнего дня, подчеркивается значимость и пути совершенствования направлений, составляющих основу физической культуры и спорта

Это, в первую очередь, укрепление здоровья нации, повышение обороноспособности нашей страны, укрепление престижа российского спорта на международной арене.

Государственные образовательные стандарты определяют физическую культуру образовательных учреждениях как обязательный предмет обучения и воспитания.

Целью учебного курса является формирование физической культуры личности, сохранения и укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к стрессам и другим неблагоприятным факторам процесса обучения, овладение профессионально значимыми качествами в избранной трудовой деятельности.

Физическая культура в современных условиях – одна из важнейших дисциплин в обучении и воспитании. Осуществляемое в ходе учебных занятий всестороннее развитие учащихся предполагает:

- овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни;

- достижение оптимального уровня физических и психологических качеств;

- умение использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Преобразования, проходящие в стране, обусловили поиск и формирование новых подходов к преподаванию физической культуры, концептуальными направлениями которого являются реализация запросов личности и общества к подготовке высоконравственных квалифицированных  специалистов.

Образовательные учреждения интегрируют усилия преподавательского состава на создании условий для развития и совершенствования индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Воспитание молодежи достигается за счет реализации принципов демократизации, дифференциации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, логически выстраивающих взаимосвязь: гуманная цель содержание обучения личностная технология его  реализации.

В процессе обучения и воспитания на физическое совершенствование учащихся положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы физической культуры, систематический контроль, проверка и оценка, а также физкультурно-спортивные встречи, тренировки, соревнования по различным видам спорта.

Система физкультурного образования отражает объективные закономерности экономической, общекультурной, социальной жизни общества.