Детско-юношеские спортивные школы как система специфического образования

Специфика учебно-воспитательного процесса в детско-юношеских спортивных школах  определяется их принадлежностью к системе дополнительного образования.

Основное условие становления дополнительного образования по физической культуре в детско-юношеских спортивных школах – реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности обучающихся. Умение использовать индивидуальные особенности, полученные в процессе занятий спортом, в повседневной жизни сопутствуют вхождению ученика в жизнь спортивной школы. Признаки такого вхождения учащихся спортивных школ имеют некоторые отличительные признаки.

Спорт предъявляет к спортсменам жёсткие требования, таким образом, достижение высоких результатов обеспечивается не только тренировкой физических качеств, но и психологической подготовкой будущих спортсменов.

Одним из условий подготовки спортсмена является создание высокого порога притязаний, усиленного амбициозностью его жизненных установок.

Специфика образования в детско-юношеских спортивных школах  проявляется и системе управления.

Основой эффективного управления педагогическим процессом в детско-юношеских спортивных школах является его направленность на повышение уровня физической подготовки обучающихся, привитие им интереса к здоровому образу жизни, выполнение социального заказа общества к подготовке обучающихся к проявлению своих способностей на развитие и совершенствование существующих общественных отношений.

Образовательный процесс в детско-юношеских спортивных школах рассматривается как процесс дополнительного спортивного образования.

Цели дополнительного спортивного образования в спортивных школах предопределяют решение следующих задач:

- расширение форм основного образования за счет тех или иных интересующих видов спортивной деятельности;

- обеспечение обучающемуся комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения;

- содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по освоению физической культуры и спорта).

Социальная значимость дополнительного спортивного образования в детско-юношеских спортивных школах обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

- познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы;

- социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия;

- развитием социальных инициатив;

- осознанным и успешным выбором спортивной деятельности через профильные программы;

- допрофессиональной ориентацией спортивной подготовки;

- раскрытием творческого потенциала учащихся, через различные по содержанию и уровню освоения программы по различным видам спорта;

- развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.

Цели образования получают свое развитие в содержании учебного материала, построении учебных образовательных программ.

Содержание  программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта в спортивных школах предусматривает:

- развитие мотивации личности к спортивному творчеству и реализации своих потребностей в спорте;

- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей учащихся;

- коррекцию физического и умственного развития обучающихся;

- профилактику асоциального поведения детей и подростков.

Условием эффективной организации дополнительного образования по физической культуре в детско-юношеских спортивных школах, как сферы свободного самоопределения личности, является реализация вариативных и дифференцированных учебных программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности обучающихся.

К числу ведущих видов потребностей могу быть отнесены следующие:

1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием учащегося развить свои индивидуальные способности, так и стремлением к самореализации в избранном виде спортивной деятельности, в стремлении к самосовершенствованию и саморазвитию.

2. Познавательные потребности обучающихся спортивных школ, которые определяются стремлением к расширению объема знаний, в том числе и по видам спорта, не выходящим в программы основного образования.

3. Коммуникативные потребности, реализующиеся в общении со сверстниками, взрослыми, коллегами, педагогами, ведущими спортсменами.

4. Компенсаторные потребности, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5. Профориентационные прагматические потребности, связанные с установкой на допрофессиональную и профессиональную  спортивную подготовку.

6. Досуговые потребности, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Реализация указанных потребностей обучающихся в содержании учебного материала, разработке учебно-нормативной документации может быть рассмотрена как основное направление совершенствования организации управления учебно-воспитательным процессом детско-юношеских спортивных школ.

Своеобразие спортивной подготовки обучающихся в детско-юношеских спортивных школах состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в спортивной практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах спортивной деятельности.

В качестве примера такой подготовки может быть приведено туристско-краеведческое направление.

Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования, туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения обучающихся в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение – два взаимодополняющих способа постижения обучающимся природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны).

Условность разделения на туризм и краеведение обусловливает и наличие общих подходов в программах, в которых туристская работа строится с учетом природных и культурных особенностей региона, а краеведческая работа включает среди прочих такие формы туристской работы, как поход, экскурсия.

В то же время взаимное дополнение туризма и краеведения в рамках одного направления обеспечивает создание условий для удовлетворения различных потребностей как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском способах освоения среды обитания.

В основе туризма как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования.

Программы по туризму рассчитаны на детей преимущественно среднего и старшего школьного возраста, учащихся профессиональных училищ. Программы могут иметь самую разно-образную направленность, в зависимости от специальности руководителей программы, интересов обучающихся, местных условий.

В то же время большинство программ по туризму включают теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям, состоящую в освоении правил техники безопасности и первой помощи, правил ориентирования на местности. Программы по туризму предусматривают занятия по физической подготовке, проведение спортивных тренировок. В содержание программ по туризму включаются также краеведческие практико-ориентированные знания, знакомящие с туристскими возможностями родного края.

По своей направленности педагогические программы детско-юношеских спортивных школ могут быть разделены на три основных типа: образовательные, учебные и досуговые.

Идеология таких программ чрезвычайно многообразна, ее основные характеристики могут быть представлены в следующей примерной структуре:

- по возрасту: для дошкольников, учащихся начальной, основной,

средней школы, для подростков;

- по полу: смешанные, для мальчиков, для девочек;

- по продолжительности: одногодичные, двухгодичные и др.;

- по формам реализации: групповые, индивидуальные;

- по видам спортивной деятельности;

По видам спортивной деятельности спортивные программыдетско-юношеских спортивных школ делятся на профильные и многопрофильные

По уровням освоения разделяют программы: общекультурные, углубленные, профессионально ориентированные и др.

Существует ряд классификаций программ дополнительного спортивного образования.

Педагогу, приступающему к программному проектированию, предлагается сразу же определиться в «основной направленности» (типе) программы. Обычно выделяют четыре типа программ.

1. Ориентационные. Основное назначение таких программ связано с формированием личностных ориентаций детей в той или иной области физической культуры и спорта.

2. Фундаментальные. Цель таких программ – освоение фундаментальных знаний в какой-либо спортивной области.

3. Прикладные (технологические). Главный смысл данного типа программ – создать условия для овладения детьми определенной совокупности умений и способов деятельности по тому или иному виду спорта.

4. Информационные. Цель курса – предоставить в распоряжение каждого ребенка, подростка поле информации в какой-либо спортивной области.

5. Досуговые программы – это программы, которые создаются как для воспитанников, обучающихся в спортивной школе на постоянной основе, так и для  посещающих учреждение эпизодически.

В настоящее время в практике подготовки спортсменов вдетско-юношеских спортивных школах придается большое значение досуговым программам.

Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные тренеры, педагоги. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов.

Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.

Досуг традиционно является областью свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества.

Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно оказывается под влиянием государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению.

Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Организация досуга – традиционное направление деятельности спортивных школ.

Пристальное внимание к досугу обусловлено стремлением наполнить свободное время учащихся видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Досуговые программы – определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей, подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей – от дошкольников до взрослых.

Цели досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение учащихся в мир игр, соревнований, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.

Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.

К числу потенциальных возможностей досуговых программ в области физической культуры относятся установки на:

- самосовершенствование;

- осознание принадлежности к социально-исторической общности;

- соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

- социальную активность;

- направленность на достижение спортивных успехов.

Досуговые программы зачастую в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности человека.

Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность, имеющая большое значение для развитие учебно-воспитательного процесса и повышение престижа и интереса со стороны учащихся к данной спортивной школе.

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:

- физические и психологические игры и тренинги;

- интеллектуально-творческие игры;

- социальные игры;

- комплексные игры.

Игровые технологии предопределяют зрелищный, динамичный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоциональное восприятие содержания.

Практика дополнительного образования в спортивных школах отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых спортивных программ.

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, связанную с выполнением какого-либо спортивного упражнения. Она может длиться от 30 мин. и более, в зависимости от возраста детей и выбора спортивного задания

2. Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников («Брейн-ринг», «Турнир»). Готовить и проводить такие программы могут как педагоги, так и взрослые спортсмены.

В практике зарубежного образования такие технологически разработанные программы называются «curriculum» («беговая дорожка», «путь достижения цели»), они отличаются от традиционных обучающих программ «syllabus» (программа курса, лекций, план, расписания).

Программы «curriculum» содержат продуманные, четкие и конкретные образовательные или спортивные цели.

Если цель носит глобальный характер, то она разделяется на подцели с указанием преемственной связи между ними и с конечной целевой установкой. Определению цели уделяется особое внимание, ибо цель – элемент системообразующий, гарантирующий целостность содержания всей программы. Алгоритм формулировки цели предложил Д.Л. Моррисей, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражает следующие моменты:

- требование определить конечный результат; конкретизировать заданный срок достижения цели; установить максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии; указать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата спортивной работы, необходимую для подтверждения факта достижения цели; оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдаваясь в детали;

- задачи обучения на конкретных этапах единого цикла;

- описание способов, условий, форм организации деятельности педагога и детей в процессе освоения содержательного, например, спортивного упражнения;

- описание приемов, методов формирования различных умений, необходимых для овладения предметной областью, познавательной, социальной сферой, развивающих уже имеющиеся у ребенка спортивные навыки и знания;

- способы диагностики и оценки результатов;

- варианты коррекции процесса обучения, если результаты не достигают желаемого уровня;

- необходимые ресурсы (материальные, временные, человеческие) для усвоения всего курса физических упражнений.

Главное, что отличает такие программы, или технологии, от стандартных программ, – это то, что они предоставляют учащемуся условия и среду активного освоения спортивной деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства, фантазии.

Участие ученика в такой деятельности имеет особый смысл: оно обеспечивает ему приобретение новых и совершенствование имеющихся у него спортивных способностей.

Обучение в спортивной школе требует предварительной спортивной ориентации и спортивной диагностики.

Область психологии, разрабатывающая методы исследования индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, называется психодиагностикой.

Спортивная диагностика – распознавание состояния учащегося спортивной школы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории.

Психодиагностика является областью психологической науки и одновременно важнейшей формой психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание».

Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики.

Диагностика учащихся в спортивных школах производится с целью прогноза их поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Если рассматривать систему обучения в спортивных школах, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой «обратной связи» – средством информационного обеспечения любого педагогического воздействия.

В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностической информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия). Конечно, в педагогической практике цикл «воздействие – измерение результата» не может производиться ежедневно и занимает, как правило, месяцы и даже годы.

Существуют различные способы диагностики, такие как социометрия, тестирование, метод обобщения независимых характеристик.

Социометрия (от лат. «общество» и греч. «измеряю») – это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Позволяет выявить:

- особенности систем неформальных отношений в группе;

- степень психологической совместимости;

- внутригрупповые статусы участников процедуры;

- качество психологической атмосферы группы (команды) в целом.

В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии.

Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И, наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы (команды).

Для проведения социометрического опроса используется социометрическая карта (опросный лист, бланк анкеты), которая заполняется каждым членом коллектива.

Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование.

Регистрация межличностных отношений достигается благодаря включению в социометрическую карту вопросов типа: «С кем из учащихся вашей команды (группы) вы согласились бы участвовать в выполнении сложного задания (упражнения)?», «С кем из учащихся вы согласились бы проводить совместный досуг?», «С кем из учащихся вы согласились бы участвовать в соревнованиях?».

Различают следующие типы социометрических критериев.

Организационные и экстраорганизационные. Организационные критерии имеют цель изучить межличностные отношения в процессе совместной деятельности, экстраорганизационные – отношения при проведении совместного досуга.

Прямые и косвенные (проективные).

Положительные и отрицательные. Первые предполагают ситуацию выделения членов команды (группы), с которыми опрашиваемый (респондент) хотел бы заниматься совместной деятельностью. Вторые ориентированы на обнаружение членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) не хочет взаимодействовать.

Коммуникативные и содержательные. Коммуникативные служат для отражения реально существующих в коллективе взаимоотношений. Содержательные отражают осознание членами группы (команды) своих взаимоотношений с другими людьми. Содержательный критерий дает информацию о том, кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его в ситуации, задаваемой критерием. Содержательным является вопрос: «Кто, по вашему мнению, хотел бы работать вместе с вами в одной команде?».

Тестирование – это метод психологической диагностики при помощи тестов. Существуют три сферы тестирования учащихся детско-юношеских спортивных школ: а) общая спортивная подготовка; б) специальная спортивная подготовка и отбор; в) психологическое консультирование.

Тест (от англ. test – испытание, исследование) – стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

- по цели применения (спортивный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений);

- форме проведения (индивидуальные и групповые);

- содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей);

- используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты оперирования с определенными предметами, например, тесты выполнения отдельного спортивного движения или упражнения в целом) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения);

- степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются);

- по охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта;

- тесты личности – это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности учащихся – отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения;

- тесты интеллекта – это диагностические методы, предназначенные для исследования и качественной оценки интеллектуального уровня развития.

Существуют также и тесты успешности, достижения, креативности и проективные.

Тесты достижения – выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей учащегося.

Тесты проективные – группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.

Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом.

Качество тестов определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Применение тестов в спорте оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению, к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.

Метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) – это метод оценки каких-либо качественных параметров путем нахождения среднего арифметического мнения квалифицированных специалистов.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

С помощью экспертных оценок проводится анализ сложных педагогических процессов, явлений, характеризующихся в основном качественными признаками, дается прогноз развития будущего спортсмена, определяются факторы, оказывающие наибольшее воздействие на процессы обучения и воспитания, осуществляются оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.

Разновидностью метода экспертных оценок является педагогический консилиум, предполагающий коллективное обсуждение результатов изучения спортивных достижений учащихся спортивной школы по определенной программе

Выбор конкретных тестовых методик и постановка задач в деятельности практического психолога во многом зависят от целей психологического диагностирования.