ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Авторитарный стиль руководства

предполагает жесткое руководство типа распоряжений, инструкций, требующих от группы выполнения-исполнения

2

Асоциальное поведение

называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа

3

Биогенетическая теория

теория, сторонники которой считают, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными

4

Демократический стиль руководства

стиль руководства, при котором руководитель в той или иной мере подключает группу к организации деятельности

5

Духовность

означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями

6

Институты воспитания

общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность

7

Интенсивный доверительный

тип педагогического общения, при котором воспитатель много и с доверием общается со школьниками, и они отвечают ему тем же

8

Когнитивные воспитательные воздействия

нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее

9

Культурные отношения

особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, рели-гиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует

10

Либеральный стиль руководства

стиль руководства, при котором руководитель вмеши-вается, участвует в организации деятельности только при обращении к нему членов группы, и его вмешательство носит характер совета, объяснения

11

Награда

понимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка

12

Неинтенсивный доверительный

тип педагогического общения, при котором воспитатель общается с воспитанниками сравнительно редко, но они, как и он сам, относятся друг к другу с доверием

13

Одобрение

выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок

14

Органические мотивы

потребности организма, для постоянного удовлетворения которых необходимо общение младенца со взрослыми людьми

15

Ответственность

обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности

16

Оценка

включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности

17

Поведенческие воспитательные влияния

непосредственно направлены на поступки человека, вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отри-цательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность

18

Поддержка

как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий

19

Признание

представляет собой выделение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку

20

Психологические отношения

включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку

21

Психофизиологические отношения

отношения биологического родства и половые отношения

22

Свобода

стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности

23

Социально-психологические предпосылки

завязаны на значимых для воспитателя как профессионала отношениях с другими педагогами. Они проявляются в стиле руководства администрации педагогического учреж-дения, преобладающем стиле взаимоотношений в педколлективе, в стиле поведения авторитетных для воспитателя коллег

24

Социальные отношения

содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

25

Социогенетическая теория

утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками

26

Социокультурные предпосылки

традиционные для данного общества, для данной культуры нормы отношения воспитателей и воспитанников, а еще шире ‑ взрослых и детей

27

Средства психологического воздействия

предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого

28

Теории воспитания

концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания

29

Эмоциональные воспитательные воздействия

призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний

30

Эмпатическое понимание

настрой педагога на понимание как чувствование внутрен-него мира воспитанника