Закономерности психологии обучения

Закономерности (законы) психологии обучения требуют своего определения и классификации.

Закон – это сущностная взаимосвязь социальных, психологических и педагогических явлений, отвечающая требованиям необходимости и систематичности проявления.

Классификация закономерностей:

- закон связи педагогического процесса с более широкими общественными явлениями (социальными, идеологическими, этическими, эстетическими и т.д.);

- закон связи внутри педагогического процесса (например, взаимосвязи деятельности обучающегося и преподавателя в ходе педагогического сотрудничества);

- закон связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;

- закон связи между процессами педагогического руководства и саморуководства обучающи-мися в ходе учебной деятельности;

- закон связи между процессами взаимовлияний всех субъектов обучения;

- закон связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса;

- закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса;

- закон взаимообусловленности обучения, воспитания и развития учащихся;

- закон целостности и единства педагогического процесса;

- закон единства и взаимосвязи теории и практики;

- закон динамики педагогического процесса.

- закон развития личности в педагогическом процессе;

- закон управления учебно-воспитательным процессом;

- закон стимулирования;

- закон единства чувственного, логического и практики волевого в педагогическом процессе;

- закон единства внешней и внутренней деятельности обучаемого.

Законы, в соответствии со своей природой, объективны. Следовательно, ими необходимо руководствоваться в ходе обучения. Нарушение или игнорирование их отрицательно сказывается на процессе и результатах образовательной деятельности.