ВВЕДЕНИЕ

Деятельность как родовое явление подразделяется на два основных вида: познавательную и преобразовательную. Есть и иные подходы к классификации видов деятельности. В частности, выделяют учебную, игровую и профессиональную деятельность.

Предметом нашего рассмотрения является познавательная деятельность, осуществляемая в образовательном процессе. При этом акцент делается на ее психологических характеристиках. Психология познавательной деятельности – методологическая основа курса «Психологические теории обучения».

Учебная дисциплина «Психологические теории обучения» имеет свой объект, предмет, цель и задачи.

Объектом учебной дисциплины является вся социальная реальность, связанная с психологией людей, с процессом их познавательной (учебной) деятельности, необходимой для успешной жизни. Человек со дня своего рождения и на протяжении всей жизни учится. В начале жизненного пути – в семье, затем в детском саду, в последующем – в различных учебных заведениях. Познавательная деятельность в учебных заведениях является целенаправленной, специально организованной, имеющей свой предмет.

Предмет дисциплины – ее сущностные программные положения, характеризующие научные основы психологии познавательной деятельности, управления ею, теорию развивающего обучения, современные психолого-педагогические концепции профессионально-ориенти-рованного обучения.

Цель курса – оказание обучаемым (обучающимся) помощи в системном освоении ее программных положений. Акцентирование внимания на оказание помощи обусловлено тем, что процесс познания предполагает диалектическую взаимосвязь деятельности как преподавателя, так и обучаемых. Без активной учебной деятельности учащихся не может быть полноценного процесса познания. В этой связи цель дисциплины, в том числе и педагога, - оказание обучающимся психолого-педагогического содействия в успешном овладении программным материалом.

Задачи курса:

- мировоззренческая;

- дидактическая;

- развивающая;

- психологическая подготовка;

- самообразовательная.

Мировоззренческая задача находит свое выражение в формировании у обучаемых мировоззренческих установок на социальную реальность, будущую профессиональную деятельность, свою жизнь, с опорой при этом на положения психологических теорий обучения. В соответствии ли с законами психологии познания осуществляется образовательный процесс, в том числе и личностный? С учетом ответов на данный вопрос и должно осваиваться содержание учебной дисциплины.

Дидактическая задача ориентирует на реализацию потребностей обучаемых в осмысленном усвоении системных знаний и умений по курсу учебной дисциплины.

Развивающая задача предполагает формирование и развитие у обучающихся на основе освоенных знаний по данной дисциплине жизненно важного и профессионально ориентированного мышления. Смысл этой задачи заключается в том, чтобы в любой конкретной ситуации, связанной с познавательной деятельностью у обучаемых, вырабатывались стереотипы руководства положениями психологических теорий обучения.

Задача психологической подготовки исходит из необходимости выработки у обучаемых личностно осознанной готовности к преодолению психологических барьеров на пути решения познавательных задач.

Самообразовательная задача ориентирует обучаемых на целенаправленную, систематическую работу по самосовершенствованию, способствующему успеху в жизни и профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины представлена четырьмя модулями. Первый из них – «Психология познавательной деятельности обучаемых в образовательном процессе» – включает теоретические и методологические основы познания, активизацию и диагностику познавательной деятельности. Второй – «Психологические теории управления познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения» – характеризует применяемые в образовательной деятельности концепции обучения, ориентированные на использование в этом процессе управленческих технологий. Третий – «Теоретические основы развивающего обучения» – раскрывает концепции обучения, соответствующие закономерностям развития личности в образовательном процессе. Четвертый – «Современные психолого-педагогические концепции профессионально-ориентированного обучения» – обосновывает значимые для развития профессионала сущностные концептуальные положения, базирующиеся на идеях акмеологии, контекстного, игрового, личностно-ориентированного, инновационного и дистанционного обучения.