Условия эффективности познавательной деятельности

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество условий, оказывающих влияние на познавательную деятельность. Выделяются группы внешних и внутренних условий; условий социальных, педагогических и психологических; условий объективных и субъективных; условий, создаваемых педагогом и обучающимися; условий, обусловленных формами образования (очное, заочное, очно-заочное обучение) и т.д.

С учетом того, что для познавательной деятельности важны не условия сами по себе, а условия, повышающие эффективность этой деятельности, приведем их иерархию в зависимости от значимости каждого из условий для более продуктивной познавательной деятельности. Данные представим в табличной форме (табл. 1).

Из приведенной таблицы видно, что наиболее значимыми для продуктивности познавательной деятельности являются субъективные условия, т.е. те, которые определяются самой познаваемой личностью. Объективные же условия, хотя и являются значимыми, но, вместе с тем, занимают менее значимые позиции в иерархии их совокупности. Отмеченное важно для учета в организации и осуществления процесса обучения.

Таблица 1

Иерархия условий эффективности познавательной деятельности

Условие

Влияние

условия на

эффективность

познавательной

деятельности

Место

условия в

иерархии

значимости

Мотивация учения. Интерес к познавательной деятельности, предмету

0,92

1

Отношение к обучению. Потребность учиться

0,91

2

Умение учиться

0,90

3

Работоспособность обучающихся

0,89

4

Объем учебной деятельности, тренированность

0,88

5

Регулярность познавательной деятельности, систематичность вы-

полнения учебных заданий

0,87

6

Активность и настойчивость в познании

0,86

7

Стимулирование познавательной деятельности

0,85

8

Управление познанием

0,84

9

Внимательность, дисциплинированность, усидчивость

0,82

10

Применение знаний на практике

0,80

11

Способности к изучению конкретных знаний

0,79

12

Общие способности. Потенциальные возможности

0,77

13

Сложность учебного материала

0,76

14

Методы учения

0,75

15

Мышление при усвоении конкретных знаний

0,74

16

Особенности психической деятельности

0,72

17

Вид и характер учебной деятельности

0,71

18

Уровень учебной подготовки

0,70

19

Уровень общей подготовки (эрудиция)

0,68

20

Время восприятия (сообщения) знаний

0,62

21

Время закрепления знаний

0,60

22

Периодичность контроля и проверки знаний, умений

0,57

23

Объем и характер самопознания

0,52

24

Количество учебного материала

0,51

25

Содержание учебного материала

0,50

26

Форма изложения знаний

0,49

27

Тип и структура учебного занятия

0,48

28

Структура учебного материала

0,46

29

Психологические условия учения

0,45

30

Средства учения

0,44

31

Работоспособность, потенциальные возможности педагога

0,43

32

Возраст обучающихся

0,42

33

Экологические условия

0,41

34

Санитарно-гигиенические условия

0,40

35

Потребность в достижениях

0,39

36

Установка на продуктивность

0,38

37

Стиль отношений

0,37

38

Педагогическая позиция

0,36

39

Взаимопознание и взаимообучение

0,35

40