Условия эффективности формирования и развития познавательной активности

Предварительно определимся с пониманием терминов «условие» вообще и «условие активизации учебной деятельности», в частности.

Условие – это:

1) обстановка, в которой происходит что-нибудь;

2) совокупность явлений, процессов, отношений, способствующих возникновению, осуществлению или изменению объекта воздействия.

Условие активизации учебной деятельности – это факторы (естественные и специально создаваемые), оказывающие влияние на эффективность образовательной деятельности.

В числе условий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, выделим следующие:

- обеспечение единства обучающей и воспитывающей функций в образовательном процессе (предполагает реализацию указанных функций в конкретных учебных ситуациях в их диалектической взаимосвязи);

- педагогически правильное использование в образовательном процессе принципов дидактики (обусловливает потребность в реализации требований, правил и рекомендаций в активизации познавательной деятельности обучающегося, вытекающих из соответствующих принципов);

- обеспечение эмоциональности обучения (достигается с помощью иллюстраций ярких образных примеров, создающих положительный фон для логического осмысления материала);

- создание благоприятной атмосферы (ориентирует на использование в ходе занятий идей и положений педагогики сотрудничества);

- придание процессу обучения динамичности (ориентирует на целесообразность создания, поддержания и развития на занятиях атмосферы интеллектуальной напряженности);

- ориентация обучающихся на систематическую самостоятельную работу над материалом во внеурочное время (обеспечивается методически грамотным сопровождением самообразователь-ной деятельности обучающихся);

- комплексное, педагогически целесообразное использование в образовательном процессе современных технологий обучения (развивающих, проблемных, инновационных и т.д.);

- использование системы психолого-педагогических стимулов для активной учебной деятельности обучающихся (целесообразно в оптимальном сочетании использовать как моральное, так и оценочное поощрение);

- обеспечение успешного формирования системы знаний на основе самоуправления процессом учения (желательно переводить процесс управления познавательной деятельностью обучающихся в их личностно-осмысленное самоуправление своим познанием).

Будет полезно почитать по теме: