Учебная деятельность обучающихся

Раскрытие положений, характеризующих учебную деятельность обучающихся, предполагает определение данной деятельности и рассмотрение ее содержания.

Учебная деятельность – деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебной деятельности обучающегося свойственны определенные характеристики. В числе наиболее значимых из них выделим следующие.

1. Учебная деятельность обучающегося направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

2. В ходе учебной деятельности осваиваются научные понятия и общие способы действий по применению знаний в анализе примеров и решении задач.

3. Выработанные общие способы действий дают возможность эффективно решать учебные задачи.

4. Учебная деятельность обучающегося ведет к психологическим изменениям в нем самом.

Учебная деятельность обучающегося осуществляется в соответствии с определенными методами учения. Дадим их определения, классифицируем их и кратко прокомментируем.

Методы учения – способы познавательной деятельности обучающегося, применяемые им в процессе усвоения знаний, формирования умений, навыков и поиске новых знаний.

Классификация методов учения представлена на схеме 18.

Схема 18. Классификация методов учения

Наблюдение – это целенаправленное, систематическое, специально организованное восприятие явлений изучаемых предметов.

Слушание – это восприятие информации в целях ее осмысливания, запоминания и последующего применения при решении соответствующих задач.

Изучение учебников, пособий и др. материалов – это процесс ознакомления с их положениями с применением рациональных способов проработки материалов в интересах их успешного освоения.

Эксперимент – это создание определенных условий для изучения соответствующих учебных материалов и апробирование отработанной методики в освоении знаний и выработке умений в данных условиях.

Упражнение – это применение знаний при анализе примеров и решений практических задач.

Моделирование – это создание обучающимся материальных и идеальных аналогов изучаемых явлений для более эффективного освоения с опорой на них программных положений соответствующих дисциплин.

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи.

Продукт учебной деятельности обучающегося – внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах.

Результатом учебной деятельности обучающегося является его поведение (это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание ее).