Требования к диагностике познавательной деятельности

В числе основных требований к диагностике познавательной деятельности выделим следующие.

Первое из них предполагает объективность диагностирования. В этой связи возникает потребность оценки уровня знаний, умений и навыков на основе критериев, зафиксированных в соответствующих нормативных документах. В настоящее время в российской образовательной системе существует пятибалльная система оценивания обучающихся. Эта система традиционная, классическая, устоявшаяся. Вместе с этим, многие педагоги высказывают мнение о том, что данная система устарела и не отражает потребностей времени. В этой связи педагоги, порой лично для себя, прорабатывают разные варианты оценок: десятибалльные, двухбалльные (удовлетворительные и неудовлетворительные), качественные (плюсы, минусы) и т.д., в международной образовательной практике давно идут по пути оценки по многобалльной системе (стобалльной, пятидесятибалльной, в частности в США используется система оценок: A, B, C, D, F, причем A – это высшая оценка,

а F – низшая). С учетом вписывания российской образовательной системы в европейское и мировое образовательное пространство, объективность диагностирования в нашей стране в настоящее время дискутируется и склоняется к целесообразности в определенной мере использовать опыт Запада.

Второе требование имеет непосредственное отношение к деятельности преподавателя. В этой связи важны следующие показатели:

1. Организация активной деятельности каждого обучающегося по овладению знаниями и способами познавательной деятельности.

2. Формирование у обучающихся мотивов учебной деятельности.

3. Использование в образовательном процессе наблюдений, практических работ, фильмов как источников формирования знаний, умений и навыков.

4. Использование преподавателем самостоятельной работы обучающихся как средства активизации их познавательной деятельности.

5. Выработка педагогом у обучающихся умений осуществлять самоуправление процессом учения.

Третье требование исходит из целесообразности активизации взаимодействия педагога и обучающихся. В литературе это требование проработано на уровне технологии «педагогика сотрудничества».