Сущностная характеристика знаний, умений, способностей и навыков

Знания – это совокупность дидактически проработанных сведений, усвоенных в результате учебной деятельности обучающихся.

В научно-педагогической литературе представлены классификации знаний. Они классифицируются следующим образом (схема 19).

Схема 19. Классификация знаний

Узнавание – это знание, предполагающее определение его по эмпирическим данным, имеющим отношение к изучаемым явлениям, отнесение их к ранее известным знаниям.

Репродукция – это знание, ориентируемое на воспроизведение той информации, которая содержится в памяти обучающегося.

Понимание – это знание, характеризующееся выделением сущностных положений в анализируемых явлениях и обнаружением глубинных взаимосвязей между ними в системном виде.

Убеждение – это знание, воспринятое на уровне осознанных доказательств.

Применение – это знание, используемое при анализе примеров и решений практических задач.

Творчество – это знание, характеризующееся оригинальным подходом к его поиску, осмыслению и применению.

Умения – это освоенные обучающимися способы выполнения действий на основе приобретенных знаний.

Классификацию умений представим на схеме 20.

Схема 20. Классификация умений

Навыки – действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля в ходе их исполнения.

Навыки учебной деятельности:

1) перцептивный;

2) интеллектуальный;

3) двигательный.

Перцептивный навык – автоматизированное чувственное восприятие и отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимающегося ранее учебного материала.

Интеллектуальный навык – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее аналогичной учебной задачи.

Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляемое ранее в ходе учебной деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности обучающегося, обеспечивающие ему успех в познавательной и преобразовательной деятельности, в общении и поведении, свидетельствующие о легкости решения им образовательных задач.

Способности обучающихся подразделяются на природные и специфические.

Природные способности характеризуют интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты личности, проявляющиеся в образовательной деятельности.

Специфические способности обучающихся приведены на схеме 21.

Схема 21. Специфические способности обучающихся

Кратко прокомментируем обозначенные виды способностей.

Общие способности характеризуют обучающегося, с точки зрения его умений успешного обучения (имеющих отношение к памяти, мышлению, наблюдательности и т.д.).

Специальные способности в значительной мере свойственны специфичным сферам деятельности обучающихся (например, музыкальные способности).

Теоретические способности свидетельствуют о предпочтении обучающегося обращаться в решении учебных задач к научным источникам.

Практические способности характеризуют умелое решение обучающимся типичных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Учебные способности находят свое проявление в познавательной деятельности.

Творческие – в оригинальном подходе при решении сложных задач.

Способности к общению и взаимодействию с людьми – в коммуникативных умениях обучающегося, в легкости установления и развития им отношений с субъектами образовательного процесса.

Предметно-деятельностные способности характеризуют умения обучающегося решать предметные задачи с опорой на мыследеятельностный подход в ходе образования.