Психолого-педагогическая сущность познавательной активности и ее виды

Раскрытие сущности познавательной активности обусловливает потребность в рассмотрении самого явления «активность личности».

Активность – это волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность.

В психолого-педагогической литературе обосновываются различные подходы к пониманию явления «активность личности».

Активность личности рассматривается, как:

- важнейшая ее черта;

- способность личности изменять реальность, в том числе и саму себя;

- проявление усилия в деятельности;

- напряжение умственных сил в ходе деятельности, в том числе и познавательной;

- способность и стремление к энергичному выполнению познавательной и преобразова-тельной деятельности.

Активность личности может быть как внутренней, так и внешней.

Внутренняя активность познавательной деятельности обучающегося связана с активностью его мышления. Внешняя же деятельность служит при этом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.

Истоками активности личности в ходе деятельности являются:

- сам человек;

- природная и социальная среда;

- взаимодействие человека с другими людьми.

Человек, природная и социальная среда – это потенциальные мотивы активизации личности, в том числе и познавательной.

Актуальными являются мотивы, характеризующие взаимодействие человека с другими людьми, взаимное информирование друг друга, регулирующее воздействие, эмоциональную, интеллектуальную и волевую реакцию, систему потребностей, ответные и встречные действия участников познавательной и преобразовательной деятельности.

Гносеологический анализ познавательной активности позволяет выделить исходные положения для рассмотрения процесса учения как отражательно-преобразующей деятельности.

В числе этих положений выделим физиологию и психологию активизации познавательной деятельности.

С физиологической точки зрения, учение представляет собой выработку условных рефлексов.

С позиции современной физиологии, учение представляет собой процесс самоуправляемой познавательной деятельности человека, в основе которой, с учетом рефлекторной закономерности, лежит сличение полученного результата с целью.

Гносеология позволяет установить общую логику учебного познания, в том числе и активного, последовательность его этапов. Физиология при этом дает естественно-научное объяснение учению.

Психическую активность личности, в том числе и в образовательной деятельности, составляют следующие характеристики. Предварительно подчеркнем, что психическая активность человека многофункциональна и многообразна.

Основными функциями психики являются:

- отражение;

- побуждение;

- регуляция;

- творчество.

Отражение – это функция психической активности личности, находящей свое выражение в отображении в сознании явлений окружающей реальности, в том числе и самой себя.

Побуждение – это функция психической активности личности, характеризующая ее стремление заниматься познавательной и преобразовательной деятельностью.

Регуляция – это функция психической активности личности, предполагающая приведение познавательной и преобразовательной деятельности в состояние, соответствующее поставленным целям.

Творчество – это функция психической активности личности, ориентированная на создание оригинальных продуктов в ходе деятельности.

Обозначенные функции психической активности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они приобретают качественное своеобразие в зависимости от целей, ценностей и способов их достижения.

Доминантная цель самоорганизует и мобилизует активность обучающегося; интегрирует, упорядочивает функции его психики.

Цель подразумевает соответствующую ценность, которая ведет к образованию потребностей активно мыслить и действовать.

Доминантная цель объективируется следующим образом:

- посредством ориентации в системе ценностей личности и окружающих;

- в выборе методов и средств воздействия на объект;

- в способах поведения, соответствующего предпочитаемым ориентирам-ценностям.

Цели и ценности определяют способы и средства их достижения, что, в свою очередь, оказывает воздействие на стиль деятельности познающей личности.

Стиль активной познавательной деятельности, поведения человека есть результат образования устойчивых, привычных связей между его доминантными целями, ценностями и способами поведения, познания и воздействия его на окружающий мир.

Гармоничность личности, ее социально приемлемая активность детерминированы (причинно-обусловлены) гуманностью системы ценностей и целей, творческим характером деятельности, "соразмерностью и сообразностью" ее поведения.

Содержание, направленность и степень развития доминантной активности человека создают условия соактивности с другими людьми – субъектами образовательной деятельности.

По выбору способов решения проблем, в том числе и познавательных, и предпочтительной ориентации на ценности-объекты можно судить о склонности к определенному стилю взаимодействия обучающегося с другими людьми.

Познавательная активность формируется и развивается в образовательном процессе.

В психолого-педагогической литературе она рассматривается как деятельность и как черта характера личности обучающегося.

При характеристике познавательной активности как деятельности, ее необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Познавательная активность, как черта характера обучающегося, находит свое выражение в целеустремленной, специально-организованной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на совершенствование ее содержания, форм, методов, приемов и средств, с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков, развитии способностей, сущностных черт и качеств.

Познавательная активность имеет соответствующие уровни своего формирования и развития. В числе таких уровней выделим следующие:

- репродуктивная (воспроизводящая) познавательная активность;

- интерпретирующая познавательная активность;

- творческая познавательная активность.

Воспроизводящая познавательная активность характеризуется стремлением обучающегося понять изучаемое явление, которое проявляется на занятии в обращении к преподавателю с вопросом, в практической деятельности по выполнению задания, систематическом выполнении домашней работы в ходе самообразовательной деятельности.

Интерпретирующая познавательная активность характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Творческий уровень познавательной активности характеризуется интересом и стремлением обучающегося не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Сущность познавательной активности обучающегося характеризует:

• отношение его к познанию, которое проявляется в интересе к содержанию усваиваемых знаний и самому процессу деятельности;

• стремление проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, а также овладеть способами деятельности;

• мобилизация обучающегося на проявление нравственно-волевых усилий по достижению целей познавательно-преобразовательной деятельности.

Активность в познавательной деятельности обучающегося рассматривается не только как его деятельное состояние, но и как качество этой деятельности, в ходе исполнения которой проявляется личность субъекта образования с его отношением к содержанию, характеру учебной деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.