Принципы психологии обучения

В реальной педагогической практике закономерности трансформируются в определенные принципы обучения. В этой связи следует определиться с пониманием принципов обучения и с их классификацией.

Принцип обучения – наиболее общее научно обоснованное и практически значимое положение-предписание, которым следует руководствоваться в решении образовательных задач.

Все принципы обучения подразделяются (классифицируются) на соответствующие группы с учетом определенных показателей (критериев), таких как: отнесенность принципов ко всей образовательной деятельности, использование их при формировании содержания обучения, классификация принципов в соответствии с организацией образовательной деятельности, применение принципов в ходе методического обеспечения процесса обучения.

Классификацию принципов обучения представим в табличной форме (табл. 3).

Таблица 3

Классификация принципов обучения

№ п/п

Классификация групп принципов

Название принципов обучения

1

Общие принципы обучения

Природообразность.

Научность.

Комплексность.

Гражданственность

2

Содержательные принципы обучения

Целеустремленность.

Единство фундаментальности и практичности обучения.

Единство науки, образования и практики в содержании и методике преподавания и учения

3

Организационные принципы обучения

Единство индивидуального и группового подхода к обучению.

Преемственность и системность обучения.

Плановость обучения

4

Методические принципы обучения

Сознательность и активность как со стороны обучаемых, так и преподавателей в ходе образовательного процесса.

Доступность обучения.

Прочность усвоения знаний.

Приближенность условий обучения к потребностям жизни и деятельности.

Интенсивность обучения

Каждый из обозначенных принципов реализуется в педагогической практике обучения путем соблюдения определенных требований, правил и рекомендаций. Так, например, руководство принципом природосообразности предполагает опору в ходе обучения на психологические возможности обучающихся, на специфику содержания изучаемого материала и особенности методического обеспечения образовательного процесса в той или иной педагогической ситуации. Принцип целеустремленности предполагает постановку и реализацию соответствующих целевых установок как в ходе отдельных занятий, так и в процессе всей образовательной деятельности. Принцип единства индивидуального и группового подхода к обучению ориентирует педагога на необходимость в ходе проведения занятий учитывать, в частности, уровень подготовленности к занятию как всей группы в целом, так и каждого из обучающихся в отдельности. Принцип прочности усвоения знаний обязывает как педагога, так и обучающихся добиваться такого уровня усвоения последними знаний, которые позволяют им на их основе успешно решать соответствующие задачи.