Познавательная мотивация, ее формирование и развитие в образовательном процессе

В числе компонентов учебной деятельности, как было отмечено, выделяются:

- мотивационный;

- ориентационный;

- содержательно-операционный;

- ценностно-волевой.

Мотивационный компонент, как видно из приведенной иерархии, выступает в качестве ведущего в познавательной деятельности. В этой связи возникает потребность более предметно рассмотреть явление «познавательная мотивация».

В начале определимся с пониманием мотива, мотивации, в том числе и к ее применению в познавательной деятельности.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.

Источниками возникновения мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

Мотивация – это сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.

Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

Мотивационная познавательная сфера включает аффективную и волевую сферу личности, переживание ею удовлетворения определенной потребности, связанной с познавательной деятельностью.

Основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивации в отечественной психологии, является положение о единстве ее динамической и содержательно-смысловой, в том числе и познавательной, сторон.

Активная разработка в литературе отмеченного методологического принципа связана с исследованиями таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст

(С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович,

В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности, в том числе и познавательной (П.Я. Гальперин, И.Ф. Талызина).

Структура познавательной мотивации включает следующие характеризующие ее сущностные элементы:

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость для личности результата деятельности;

- "мотивирующая" сила вознаграждения за деятельность;

- принуждающее давление на личность, если она не проявляет должных усилий для реализации поставленных целей, в том числе и учебных.

В плане рассмотрения структуры познавательной мотивации (потребностей) большой интерес представляет "потребностный треугольник" А. Маслоу, в котором, с одной стороны, ярче высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой – его познавательная природа, связанная с самоактуализацией.

В числе потребностей верхнего уровня им выделяются:

1. Самоактуализация – потребность личности знать, понимать, создавать и ценить явления окружающей реальности, в том числе и саму себя.

2. Чувство собственного достоинства – потребность чувствовать себя компетентным, независи-мым и стоящим над жизненными обстоятельствами.

3. Принадлежность, любовь – потребность принадлежать семье, группе; потребность любить и быть любимым.

В числе потребностей нижнего уровня соответственно выделяются:

1. Безопасность, сохранность – потребность избегать боль, страх, быть в безопасности. Данная потребность играет роль и в учебной деятельности, например, при сдаче зачетов и экзаменов.

2. Физиологические потребности – потребность получать пищу, воду, воздух, кров, что также необходимо для обеспечения учебной деятельности.

Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими.

Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью.

Учебная познавательная мотивация, как система мотивов, подразделяется на:

1. Непосредственно побуждающие мотивы.

2. Перспективно побуждающие мотивы.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного, инициативного поиска знания.

Эти мотивы формируются и развиваются в ходе познавательной активной деятельности обучающегося. В решении данной проблемы значима роль субъектов образовательной деятельности (преподавателя и обучающегося); используемых принципов, являющихся руководящим ориентиром для активной учебной деятельности, применяемых методов, способствующих активизации мыслительной деятельности, создаваемых условий, необходимых для повышения эффективности познавательной деятельности.

Формирование и развитие познавательной мотивации как процесс включает три стадии: начальную, основную и заключительную. Начальная стадия предполагает диагностирование уровня сформированности данной мотивации у обучающегося, постановку задач по ее формированию и развитию, планирование осуществления данного процесса. Основная стадия должна быть ориентирована на действенную и эффективную реализацию запланированных мероприятий по формированию и развитию познавательной мотивации. Заключительная стадия, соответственно, исходит из целесообразности внесения созидательных корректив в функционирующий процесс формирования и развития мотивации учебной деятельности обучающегося.

Формирование и развитие познавательной мотивации рассматривается как сложный многоуровневый регулятор учебной деятельности обучающегося. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой, который способствует повышению эффективности познавательной деятельности обучающегося.

Формирование и развитие познавательной мотивации может осуществляться с помощью соответствующих методов, приемов и средств. Рассмотрим некоторые из них.

Для формирования и развития познавательной мотивации рекомендуется применять метод организации мыслительного процесса, в частности, и "мозговой штурм". Метод предназначен для продуцирования идей, знаний или решений, осуществляемых определенной группой людей, в том числе и обучающихся.

В ходе проведения "мозгового штурма" рекомендуется руководствоваться определенными правилами, в числе которых выделим следующие:

- группа обучающихся формируется в количестве 7-10 человек (желательно представительство лиц различной профессиональной направленности);

- в процессе обсуждения анализируемой проблемы осуществляется "запрет критики" (чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить или предложить свою);

- участники должны быть в состоянии психической расслабленности, расположены по кругу (что создает соответствующий настрой на продуктивную работу);

- все высказываемые идеи должны фиксироваться без указания их авторства.

Собранные в результате занятия идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных из них. В последующем эти идеи могут использоваться при разработке программ для решения актуальных проблем практики.

В качестве приемов формирования и развития познавательной мотивации используются следующие:

- сталкивание мнений различных исследователей анализируемой на занятии учебной проблемы;

- формирование преподавателем вывода, не доведенного до логического разрешения, рассмотрение основных сведений, показ направлений решения анализируемого вопроса, решаемой задачи, и предоставление возможности самим обучающимся сделать окончательные выводы;

- установление преподавателем созидательного контакта с аудиторией с использованием элементов заинтересованной беседы, с постановкой проблемных вопросов;

- использование педагогом эпизодов из жизни авторитетов науки, фрагментов, образов из художественных произведений, оживляющих занятие, повышающих эмоциональность, способствующих лучшему осмыслению и запоминанию изучаемого материала;

- установление связи содержания, в частности читаемой лекции, с выводами и рекомендациями конгрессов, конференций, участником которых был сам преподаватель;

- демонстрирование педагогом перед обучающимися «лжезатруднений» в решении анализируемых учебных проблем и приглашение их к соучастию в поиске истинных решений;

- педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи, что акцентирует внимание обучающихся, мобилизует их на активную мыслительную деятельность;

- приведение по ходу изложения материала убедительных примеров, фактов из жизни, которые интересны для аудитории;

- акцентирование внимания на сущностных положениях анализируемых вопросов.

Средства, используемые для формирования и развития познавательной мотивации, должны отвечать определенным требованиям:

- возбуждать и развивать внутренние мотивы учения обучающихся на всех этапах образовательного процесса;

- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей познавательной деятельности;

- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений обучающихся по осмыслению учебной информации;

- стимулировать нравственно-волевые усилия обучающихся по достижению учебно-познавательных целей;

- обеспечивать самооценку обучающимися учебно-познавательной деятельности в ходе всего процесса учения на основе их самоконтроля и самокоррекции.