Понятие психологии обучения

Раскрытие понятия психологии обучения предполагает предварительное определение терминов «обучение», «психология обучения», а в последующем – раскрытие его сущностных положений.

Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс совместной деятельности преподавателя и обучаемых по формированию у них системы знаний, выработке умений и навыков, развитию способностей на основе положений соответствующего учебного предмета.

Психология обучения – это совместная образовательная деятельность преподавателя и учащихся по усвоению программных положений учебной дисциплины (дисциплин), опирающаяся на их психологические свойства, состояния и процессы.

Психологию обучения как научное понятие характеризуют определенные сущностные признаки (рис. 2).

Рис. 2. Сущностные признаки психологии обучения

Обозначения:

Д – обучающая деятельность.

Ц – цель обучения.

Р – результат обучения.

1, 2 – субъекты обучения.

3 – предмет обучения.

4 – психологические характеристики обучения.

Кратко определимся с пониманием указанных обозначений.

Деятельность – занятие, труд, работа.

Обучающая деятельность – совместная работа педагога и учащихся по усвоению программных положений курса в ходе учебных занятий.

Обучающая деятельность, в свою очередь, подразделятся на познавательную и преобразо-вательную деятельность.

Познавательная деятельность – восприятие, осмысление и запоминание программного материала, приращение его в сознании обучающихся.

Преобразовательная деятельность – работа, предполагающая количественное и качественное изменение знаний, умений, навыков, способностей, психических свойств, состояний и процессов лиц, являющихся субъектами обучения.

Цель обучения – формирование системы сущностных знаний по соответствующим учебным дисциплинам и выработка на их основе умений созидательного решения практических задач.

Результат обучения – те знания, умения, навыки и способности, которые сформированы в результате учебной деятельности у обучающихся.

Субъекты обучения – преподаватели и обучающиеся, которых объединяет совместная целенаправленная деятельность по осмыслению программного материала курса. Преподаватели, соответственно, преподают, т.е. излагают учебный материал в интересах его успешного освоения обучающимися. Учащиеся изучают данный материал, чтобы в последующем эффективно использовать его в жизни и профессиональной деятельности.

Предмет обучения – программные положения, подлежащие усвоению обучающимися в ходе их совместной деятельности.

Психологические характеристики обучения предполагают раскрытие, прежде всего, понятия «психология обучения».

В научной и учебной литературе психология обучения трактуется как:

1) область педагогической психологии, характеризующая закономерности развития личности, становление ее психологических новообразований;

2) особая деятельность, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков.

Психологию обучения как особую деятельность характеризуют:

- психологические свойства;

- психологические состояния;

- психологические процессы.

Психологические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для субъектов обучения.

Перечень психических свойств:

- интеллектуальные (характеризуют мышление личности);

- волевые (активность субъектов обучения по достижению поставленной цели);

- эмоциональные (эмоции, чувства субъектов обучения).

Психические свойства образуют сложные структурные образования личности:

1. Жизненная позиция.

2. Способности.

3. Характер.

Жизненная позиция – это ориентация субъектов обучения на ценности, которые являются значимыми для успеха в жизни и профессиональной деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности, в том числе и учебной, и ее успешного осуществления.

Характер – (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) это целостный и устойчивый индивидуальный "нрав" человека, проявляющийся в его жизни, манерах, привычках, складе ума, общении, поведении и деятельности.

Психические состояния – это целостные характеристики психической деятельности субъектов обучения в определенный период времени.

Психические состояния имеют определенные характеристики. В их числе:

- целостность;

- подвижность;

- устойчивость;

- полярность.

Целостность – это показатель психического состояния, характеризующий конкретное взаимоотношение всех компонентов психики субъектов образования в определенный промежуток времени.

Подвижность – это показатель психического состояния субъектов образования, заключающийся в его изменчивости на всех стадиях протекания.

Устойчивость – это показатель психического состояния субъектов образования, характеризующийся качественной определенностью на соответствующий промежуток времени познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Полярность – соответствие психическим состояниям субъектов образования их противоположностей.

Подчеркнем также, что психические состояния определенным образом классифицируются. Они подразделяются на следующие:

1. Личностные и ситуативные.

2. Интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

3. Глубокие, поверхностные.

4. Кратковременные, затяжные, длительные.

5. Положительные, отрицательные.

6. Любовь, счастье, горе.

7. Профессиональная пригодность (радость от успехов в работе, волевая активность, профессиональная заинтересованность, готовность творческого вдохновения).

Психические процессы – динамическое отражение действительности субъектов в образовательной деятельности в различных формах психических явлений, свойственных им.

Виды психических процессов:

1. Познавательные.

2. Эмоциональные.

3. Волевые.

Будет полезно почитать по теме: