Понятие и характеристика деятельности преподавателя

В литературе разработана классификация видов профессиональной деятельности. Наиболее популярной из них является классификация, предложенная Е.А. Климовым. Он подразделяет все профессии на следующие виды (схема 17).

Схема 17. Классификация видов профессиональной деятельности (в соответствии с отношением человека к сферам деятельности)

Педагогическая профессия по своей сущности социальна. Следовательно, она относится к типу профессий «человек - человек». В этой связи она характеризуется рядом качеств. В их числе выделим следующие:

- устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с обучающимися и коллегами по образовательной деятельности;

- потребность в педагогически-ориентированном общении;

- способность мысленно ставить себя на место другого субъекта образовательного процесса;

- быстро понимать намерения, настроение других субъектов образовательной деятельности.

В ходе образовательной деятельности педагог реализует определенные функции. В числе таковых выделим следующие педагогические функции:

- целеполагающая;

- организационная;

- ориентационная;

- развивающая;

- мобилизующая;

- информативная;

Целеполагающая функция соотносится с дидактическими и коммуникативными способностями педагога как субъекта образовательной деятельности.

Организационная функция – с конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими способностями педагога как субъекта образовательной деятельности.

Ориентационная функция – со способностями педагога видеть в педагогической ситуации все нюансы, имеющие отношение к процессу и результатам образовательной деятельности.

Развивающая функция – со способностями творчески и созидательно решать образовательные задачи.

Мобилизующая функция – со стремлением педагога направлять усилия как собственные, так и обучающихся на успешное решение учебных задач.

Информативная функция – с умениями педагога отбирать нужную информацию для эффективной образовательной деятельности.

В ходе реализации обозначенных функций педагог проявляет определенные профессионально значимые умения. Анализ научной литературы и материалов образовательной практики позволяет выделить в качестве наиболее значимых определенные педагогические умения (табл. 2).

Таблица 2

Классификация педагогических умений

Группа умений

Название умений

1

Умения увидеть в конкретной педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогической задачи

2

Умения, отвечающие на вопросы: “чему учить”, “кого учить” и “как учить”?

3

Умения использовать психолого-педагогические знания в образовательном процессе

4

Умения постановки коммуникативных задач в ходе реализации педагогических задач

5

Умения, способствующие достижению понимания сущностных положений, изучаемых обучающимися

6

Умения удерживать устойчивую профессиональную позицию, особенно в конфликтных ситуациях

7

Умения осознавать и реализовывать перспективу своего профессионального развития

8

Умения определять качество знаний и способностей обучающихся

9

Умения объективного оценивания педагогом состояния воспитанности и воспитуемости обучающихся