Понятие деятельности и ее субъектов

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность в образовательном процессе – это активное взаимодействие его субъектов в рамках изучаемых программных положений определенных учебных дисциплин.

Деятельность, в ее психологическом понимании, применительно к образованию, включает в себя:

- мотивы;

- действия;

- цели.

Изложенный подход к пониманию деятельности представим схематично (схема 15).

Схема 15. Структура деятельности

Мотивы – это то, что побуждает субъектов обучения к познавательной и преобразовательной деятельности.

Действия – это относительно законченные элементы деятельности ее субъектов, направленные на достижение образовательных целей (схема16).

Цели – это то, на что направлена деятельность субъектов обучения.

Схема 16. Виды действий и их функции

Субъекты обучения – это участники образовательного процесса.

Субъект – это лицо, сознательно действующее в образовательном процессе в интересах успешного решения познавательных и преобразовательных задач.

Психолого-педагогические характеристики субъекта.

1. Субъект предполагает объект.

2. Субъект обществен по форме.

3. Общественный субъект имеет конкретную, индивидуальную форму реализации.

4. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот.

5. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней и формируется субъект.

6. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.

7. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми – это активность, пристрастность.

8. Субъект формируется и развивается в образовательной деятельности. Данное положение относится не только к развитию ученика, но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога.

9. Специфика субъекта отражает формирование субъекта в системе его отношений с другими участниками образовательного процесса.