Основные компоненты обучения и диалектика их взаимосвязи

В числе основных компонентов обучения выделяются:

1. Мотивационно-целевой.

2. Содержательный.

3. Операционно-методический.

4. Контрольно-диагностический.

Мотивационно-целевой компонент ориентирует субъектов обучения на реализацию в образовательном процессе как объективно значимых целей (свойственных преподавателям), так и субъективных смыслов (характеризующих обучающихся).

Содержательный компонент исходит из целесообразности выбора из возможных информационных вариантов такого содержания, которое в оптимальном варианте способствует выработке у обучающихся сущностных знаний.

Операционно-методический компонент обусловливает потребность в выборе методики обучения, которая адекватно формирует у обучаемых систему соответствующих программных положений, знаний и умений.

Контрольно-диагностический компонент обязывает как педагогов, так и обучающихся на систематическую оценку уровня достигнутых результатов в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.

Диалектика взаимосвязи обозначенных компонентов в обучении находит свое проявление как в деятельности преподавателя, так и обучающихся. Так, например, преподаватель в начале изложения материала по той или иной учебной дисциплине вырабатывает цель проведения соответствующего занятия, определяет его содержание, выбирает методы, с помощью которых будет достигнута поставленная цель, осуществляет контроль (текущий, итоговый, заключительный) уровня усвоения материала обучающимися. Учащиеся же, в свою очередь, мотивируют свою учебную деятельность под воздействием целевых установок педагога, осмысливают программные положения с учетом своих интересов, используют при этом соответствующие методы учения, с учетом субъективных познавательных установок оценивают уровень своей подготовленности как по отдельным темам, так и по курсам соответствующих учебных дисциплин.