Методы психологии обучения

Осмысленное восприятие методов обучения предполагает уяснение их сущностного понимания, а также раскрытие их классификации.

В психолого-педагогической литературе содержится ряд определений методов обучения. Приведем наиболее значимые из них.

Метод обучения – это:

1) совокупность способов и приемов образовательной деятельности;

2) путь решения образовательных задач;

3) способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.

Методы обучения классифицируются по разным основаниям. Наиболее признанными являются группы методов, подразделяемые по критериям: первый из них – процесс обучения в ходе одного занятия; второй – степень сложности обучения.

В соответствии с первым критерием методы обучения классифицируются следующим образом.

1. Устное изложение знаний.

2. Закрепление изученного материала.

3. Самостоятельная работа.

4. Применение знаний.

5. Оценка приобретенных знаний и умений.

В соответствии со вторым критерием классификацию методов обучения можно представить в следующем изложении.

1. Проблемный метод обучения.

2. Развивающий метод обучения.

3. Формально-логический метод обучения.

4. Эвристический метод обучения.

В реальной педагогической практике методы реализуются с использованием соответствую-щих способов и приемов или же применяются как определенная процедура обучения.

Так, например, устное изложение знаний предполагает использование приемов и способов дедукции, индукции, обобщения, сравнения и т.д. Процедура проблемного метода обучения включает обнаружение противоречия (противоречий) в программном материале, формулирование их в виде проблем, создание проблемных ситуаций, выработка путей решения проблем, обоснование наиболее оптимального пути, реализация его в ходе обучающей деятельности на основе определенной продуктивной идеи.