Методологическая основа познавательной деятельности

Рассмотрение методологических основ познавательной деятельности предполагает предварительное раскрытие понятий: методология, познание, познавательная деятельность, методология познавательной деятельности.

Методология – это:

1) в пер. с греч. – учение о методе;

2) в современном понимании – учение о научном подходе к решению задач познания и преобразования явлений реального мира.

Познание – это:

1) процесс приобретения знаний, постижения закономерностей объективного мира (законов природы, общества и мышления), осуществляемый с помощью диалектического метода в соответствии с теорией познания;

2) совокупность знаний в какой-либо сфере (например, в сфере психологии).

С учетом отмеченного, определимся с пониманием психолого-педагогического явления «познавательная деятельность».

Познавательная деятельность – это:

1) процесс учебной деятельности, осуществляемый в соответствии с закономерностями, принципами и методами познания;

2) восприятие, осмысление и запоминание программного материала, приращение его в сознании обучаемого.

Изложенное дает основание для формулирования понятия «методология познавательной деятельности».

Методология познавательной деятельности – это учение о научном походе к решению задач познания.

Методология познавательной деятельности, как ее научная основа, находит свое выражение в процессе познания, осуществляемом на четырех уровнях: философском, диалектико-материалистическом, общенаучном и предметном (т.е. дисциплинарном).

Необходимость в опоре на философские положения, служащие методологией познания, обусловлена тем, что философия «как наука наук» содержит наиболее общие научные положения, которыми следует руководствоваться в познавательной деятельности. В качестве таковых положений выделим следующие:

1. Познание предполагает созидательную деятельность личности.

2. В ходе этой деятельности она должна проявлять активность.

3. В процессе познания осуществляется социализация личности, ее профессиональное станов-ление и развитие.

4. В ходе познания изменяется психология личности.

5. Познавая, личность оказывает преобразующее воздействие не только на себя, но и на окружающий мир.

Потребность в применении диалектико-материалистической методологии в познавательной деятельности обусловлена тем, что, во-первых, процесс познания по своей природе диалектичен, противоречив; во-вторых, основой познания является реальный материальный мир, который в ходе познания отражается в сознании личности в виде совокупности определенных знаний, которые она использует в своей жизнедеятельности.

Диалектико-материалистический уровень методологии находит свое проявление в познавательной деятельности, в соответствующих законах и категориях.

Закон - это взаимосвязь явлений познания, которая должна быть существенной, необходимой и постоянно проявляющейся. Понимание закона можно изобразить схематично (схема 1).

Схема 1. Сущность закона

В числе законов материалистической диалектики, действующих в познавательной деятельности, выделим:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

3. Закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей находит свое применение в познавательной деятельности в противоречивом поиске истины, например, в ходе проблемного обучения.

Закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот, – в постепенном наращивании знаний в познавательном процессе и в «переливе» их в умения решения практических задач.

Закон отрицания отрицания – в освобождении от «фоновых» знаний при выходе на сущностные, жизненно и профессионально значимые.

Категория – это наиболее общее понятие, в соответствии с которым строится процесс познания.

В числе таковых выделим наиболее значимые для познавательной деятельности категории.

1. Причины и следствия.

2. Сущности и явления.

3. Формы и содержания.

Категория причины и следствия проявляется в познавательной деятельности, в частности в том, что в познании важно не только (и не столько) запоминание отдельных фактов, явлений, процессов, сколько понимание их причинно-следственной взаимосвязи, природы зарождения и развития.

Категория сущности и явления предполагает рассмотрение анализируемых положений не только на уровне их внешнего проявления, но и на уровне проникновения в их сущностное содержание.

Категория формы и содержания в познавательной деятельности выражается в том, что содержание познания должно быть соответствующим образом оформлено в сознании обучающегося, например, в форме понятий, законов, принципов. Форма изложения и освоения материала должна быть содержательной. Например, такие формы занятий, как лекция, семинарское, практическое занятие проводятся в соответствии с определенными методиками.

Общенаучный уровень методологии познания предполагает целесообразность осуществления познавательной деятельности в соответствии с научными подходами, используемыми в любой, в том числе и образовательной деятельности.

В числе наиболее значимых для познавательной деятельности выделим следующие научные подходы.

1. Системный.

2. Деятельностный.

3. Проблемно-целевой.

4. Комплексный.

5. Акмеологический.

6. Синергетический.

7. Инновационный.

Системный подход в познавательной деятельности находит свое выражение в выделении в изучаемом материале наиболее сущностных характеристик и в показе глубинных взаимосвязей между ними.

Деятельностный подход – в структурном рассмотрении анализируемых явлений, в частности, в выделении и анализе объекта, субъекта, цели, задач, средств, методов, форм, процесса и результатов деятельности, связанной с познанием.

Проблемно-целевой подход – в выделении противоречий в анализируемом явлении, в формулировке их в виде проблемы с последующей постановкой цели и обозначением путей ее реализации в соответствующей деятельности, в том числе и в познавательной.

Комплексный подход – предполагает рассмотрение анализируемых программных положений учебных дисциплин с разных, значимых для познавательной деятельности, сторон.

Акмеологический подход – (acme – в пер. с лат. – вершина) исходит из целесообразности изучения материала на высшем уровне интеллектуальных возможностей обучающихся.

Синергетический подход находит свое проявление в познавательной деятельности субъектов образовательного процесса в их стремлении к самоорганизации познания.

Инновационный подход требует сотворчества в познавательной деятельности как обучаемых, так и преподавателей.

Предметный, т.е. дисциплинарный уровень методологии познания находит свое проявление в законах, принципах и методах познавательной деятельности, которые в последующем изложении будут содержательно раскрыты.

Изложенные основные положения методологии познания являются базовыми для рассмотрения теоретических основ познавательной деятельности.