Методика формирования знаний, умений, навыков и способностей

Раскрытие положений, характеризующих методику формирования знаний, умений, навыков и способностей обучающихся, предполагает уяснение смысла самого понятия «методика формирования» и определение условий ее эффективности в данном процессе.

Методика формирования знаний, умений, навыков и способностей – это дидактически обоснованный процесс обучения, опирающийся на применение совокупности соответствующих методов, в ходе которого обучающиеся овладевают системой понятий, категорий, явлений, характеризующих определенный учебный материал.

Эффективность методики формирования знаний достигается при соблюдении определенных условий, в частности:

- обеспечивается полное усвоение обучающимися понятий и терминов;

- их изучение построено на доступном, ясном, образном, обоснованном изложении;

- она обеспечивается систематизацией, логикой и структурированием;

- она не ограничивается передачей информации, а ориентирована на формирование знаний-убеждений;

- их усвоение сочетается с применением знаний в решении практических задач.

Эффективность методики формирования умений достигается при условии, если:

- большинство профессиональных умений по своей структуре много сложнее навыков;

- в повышенном внимании нуждается аналитический этап (достижение обучаемыми полной осмысленности, обоснованности, целесообразности всех элементов гибкого алгоритма умения);

- этапа автоматизации умения не имеют;

- важнейшее значение придается этапу формирования надежности умения, который можно в этой связи назвать этапом гибкости.

Эффективность методики формирования навыков достигается, если:

- она учитывает психологические и физиологические особенности формируемых навыков;

- при формировании конкретного навыка избирается преимущественно предметно-операцио-нальная система обучения;

- учитывает этапность процесса (аналитико-синтетический, автоматизации и надежности);

- при проведении упражнений осуществляется активизация мышления обучающегося;

- вместе с упражнением используется комплекс других методов учения.

С учетом того, что способности не статичные, а динамичные образования, эффективность методики формирования и развития их достигается, когда соблюдаются следующие условия:

- определение необходимых способностей;

- определение вида и методов учебной деятельности, в ходе которых формируются способности;

- непосредственное формирование способностей.

Специфика формирования у обучаемых каждого из обозначенных компонентов образования (знаний, умений, навыков и способностей) обусловливается предметностью постановки целей и задач обучения, особенностями его содержания, видов (форм) обучения, своеобразием методики обучающего воздействия, индивидуальными особенностями субъектов образовательного процесса. Так, например, в ходе лекций формируются сущностные знания в сфере определенных программных положений учебных дисциплин, в процессе проведения семинарских занятий эти знания углубляются и расширяются. Практические занятия предполагают выработку, на основе сформировавшейся системы знаний, соответствующих умений и навыков. Способности личности обучающегося, как правило, у него наличествуют. В ходе разных видов учебной деятельности они развиваются с учетом потребностей и потенциальных возможностей обучаемых.