Методика диагностирования процесса и результатов познавательной деятельности

Методика диагностирования – это процедура оценивания процесса и результатов познавательной деятельности.

Процедура оценивания включает: постановку задач, выделения показателей оценивания, определение параметров оценивания, характеристику этапов оценивания. Охарактеризуем обозначенные элементы оценивания.

В числе задач диагностирования уровня познавательной деятельности обучающихся выделяются:

1. Обеспечение условий для диагностирования процесса обучения, в котором участвуют субъекты образовательной деятельности.

2. Выявление образовательных изменений во внутренних и внешних характеристиках обучающихся.

3. Соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами диагностирования.

Показателями оценивания являются следующие:

1. Уровень достижения обучающимися образовательных стандартов, находящий свое выражение в знаниях, умениях, владении материалом, навыках.

С учетом того, что ранее нами были даны определения знаний, умений и навыков, здесь выделим только показатели, характеризующие уровень владения обучающимся соответствующим материалом. В числе таковых показателей выделим:

- владение обучающимися проблематикой (формулирование и переформулирование проблем по теме; умение отыскивать возможные пути их решения);

- владение понятиями (узнавание понятий, конструирование их определений; раскрытие объема понятий; раскрытие содержания понятий; установление взаимосвязей между ними, выделение среди них наиболее значимых; практическое применение полученных знаний).

2. Направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в соответствующих образовательных программах.

В качестве параметров оценивания выделяются следующие:

- владеет в полной мере (отлично);

- владеет достаточно (хорошо);

- владеет недостаточно (удовлетворительно);

- не владеет (неудовлетворительно).

Кроме обозначенных, выделяются также и параметры, характеризующие личностные качества обучающихся, а также результаты их деятельности. Таковыми являются:

- творческий образовательный потенциал обучающегося;

- личностные качества обучающихся;

- индивидуальная образовательная траектория обучающегося.

Наряду с обозначением параметров диагностирования обучающихся, выделяются также и параметры диагностики результатов деятельности преподавателей. В числе таких параметров наиболее значимыми являются следующие:

- творческий педагогический потенциал;

- педагогическое мировоззрение;

- владение методикой обучения.

- инновационная и экспериментальная деятельность.

- владение системой контроля и оценивания результатов обучения.

Характеристика этапов оценивания предполагает выделение соответствующих видов контроля уровня познавательной деятельности обучающихся. В числе таковых наиболее значимыми являются следующие виды контроля:

- предварительный;

- текущий;

- повторный;

- периодический;

- итоговый.

На каждом из них осуществляется соответствующее диагностирование уровня познания обучающегося.

Предварительный контроль предполагает решение задач диагностирования уровня сформированности соответствующих знаний, умений и навыков на начальном этапе определенного образовательного процесса. Его цель – зафиксировать исходные данные.

Текущий контроль исходит из целесообразности диагностирования уровня познавательной деятельности в ходе всех видов занятий. Его цель – способствование наращиванию познавательного и личностного потенциала обучающегося.

Повторный контроль предполагает проверку знаний и умений параллельно с изучением нового программного материала. Его цель – способствование прочности и системности усвоения знаний и умений обучающимся.

Периодический контроль, как правило, осуществляется по отдельным разделам изучаемых учебных дисциплин. Его цель – диагностирование качества усвоения отдельных модулей учебных дисциплин.

Итоговый контроль проводится в ходе зачетов и экзаменов. Его цель – определить уровень подготовленности обучающихся по курсу учебной дисциплины в целом или же ее значимой части.