ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Активность

волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность

2

Ассоциация

(от лат. associatio - соединение) связь между психическими явлениями, возникающая в опыте индивида, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого

3

Внимание

избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления

4

Двигательный навык

автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляемое ранее в ходе учебной деятельности

5

Деятельность

активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

6

Диагностика

познавательной

деятельности

процесс определения результатов учебной деятельности обучающихся с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения

7

Закон

взаимосвязь явлений познания, которая должна быть существенной, необходимой и постоянно проявляющейся

8

Закономерности познания

сущностные необходимые, постоянно проявляющиеся взаимосвязи между явлениями, характеризующими процесс и результаты познавательной деятельности

9

Знания

совокупность дидактически проработанных сведений, усвоенных в результате учебной деятельности обучающихся

10

Изучение учебников,

пособий и др. материалов

процесс ознакомления с их положениями с применением рациональных способов проработки материалов в интересах их успешного освоения

11

Интеллектуальный

навык

автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее аналогичной учебной задачи

12

Категория

наиболее общее понятие, в соответствии с которым строится процесс познания

13

Методы учения

способы познавательной деятельности обучающегося, применяемые им в процессе усвоения знаний, формирования умений, навыков и поиске новых знаний

14

Моделирование

создание обучающимся материальных и идеальных аналогов изучаемых явлений для более эффективного освоения с опорой на них программных положений соот-ветствующих дисциплин

15

Наблюдение

целенаправленное, систематическое, специально организованное восприятие явлений изучаемых предметов

16

Навыки

действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля в ходе их исполнения

17

Обучение

целенаправленный, специально организованный процесс совместной деятельности преподавателя и обучаемых по формированию у них системы знаний, выработке умений и навыков, развитию способностей на основе положений соответствующего учебного предмета

18

Отражение

способность материальных предметов в процессе взаимодействия воспроизводить особенности одного предмета в другом

19

Ощущение

отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств

20

Перцептивный навык

автоматизированное чувственное восприятие и отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимающегося ранее учебного материала

21

Понимание

знание, характеризующееся выделением сущностных положений в анализируемых явлениях и обнаружением глубинных взаимосвязей между ними в системном виде

22

Понятие

форма мышления, при помощи которой познается суть предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их значимые признаки

23

Предмет обучения

программные положения, подлежащие усвоению в образовательном процессе, в ходе совместной деятельности педагога и учащегося

24

Представление

процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств

25

Преобразование

процесс изменения определенного явления в направлении его совершенствования

26

Преобразовательная

деятельность

работа, предполагающая количественное и качественное изменение знаний, умений, навыков, способностей, психических свойств, состояний и процессов лиц, являющихся субъектами обучения

27

Применение

знание, используемое при анализе примеров и решений практических задач

28

Принцип обучения

наиболее общее научно обоснованное и практически значимое положение-предписание, которым следует руководствоваться в решении образовательных задач

29

Принципы познания

наиболее общие, гносеологически, психологически и педагогически значимые положения, которыми следует руководствоваться в познавательной деятельности в интересах достижения эффективных результатов

30

Продукт учебной

деятельности

обучающегося

внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах

31

Психология обучения

совместная образовательная деятельность преподавателя и учащихся по усвоению программных положений учебной дисциплины (дисциплин), опирающаяся на их психологические свойства, состояния и процессы

32

Репродукция

знание, ориентируемое на воспроизведение той информации, которая содержится в памяти обучающегося

33

Рефлекс

(от лат. reflexus - отраженный) опосредованная нервной системой закономерно-ответная реакция организма на раздражитель

34

Рефлексия

(от лат. reflexio – обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний

35

Рефлексология

(от лат. reflexus – отраженный и греч. logos - учение) направление в психологии, смысл которого заключается в том, что нет ни одного процесса мыслей, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями

38

Слушание

восприятие информации в целях ее осмысливания, запоминания и последующего применения при решении соответствующих задач

37

Способности

индивидуально-психологические особенности личности обучающегося, обеспечивающие ему успех в познавательной и преобразовательной деятельности, в общении и поведении, свидетельствующие о легкости решения им образовательных задач

38

Субъекты обучения

преподаватели и учащиеся, которых объединяет совместная образовательная деятельность по усвоению программного материала курса

39

Суждение

форма мысленного отражения, которая состоит   в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений определенных предметов

40

Творчество

знание, характеризующееся оригинальным подходом к его поиску, осмыслению и применению

41

Убеждение

знание, воспринятое на уровне осознанных доказательств

42

Узнавание

знание, предполагающее определение его по эмпирическим данным, имеющим отношение к изучаемым явлениям, отнесение их к ранее известным знаниям

43

Умения

освоенные обучающимися способы выполнения действий на основе приобретенных знаний

44

Умозаключение

форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

45

Упражнение

применение знаний при анализе примеров и решений практических задач

46

Условие активизации

учебной деятельности

факторы (естественные и специально создаваемые), оказывающие влияние на эффективность образовательной деятельности

47

Учебная деятельность

деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку

48

Эксперимент

создание определенных условий для изучения соответствующих учебных материалов и апробирование отработанной методики в освоении знаний и выработке умений в данных условиях