Ассоциативно-рефлекторная теория – научная основа познавательной деятельности

Авторы теории ассоциативно-рефлекторной теории обучения: Д.Н. Богоявленский. (1898-1981), Н.А. Менчинская (1905 - 1984).

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на закономерности рефлекторной и ассоциативной деятельности головного мозга.

Рефлекторная деятельность базируется на явлениях: рефлекс, рефлексия и рефлексология.

Рефлекс – (от лат. reflexus - отраженный) опосредованная нервной системой закономерно-ответная реакция организма на раздражитель.

Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и познавательные данные. В сложном процессе рефлексии заложено шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов взаимодействия: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

Рефлексология - (от лат. reflexus – отраженный и греч. logos - учение) направление в психологии, смысл которого заключается в том, что нет ни одного процесса мыслей, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. Возникнув в психологии, рефлексология затем проникла в педагогику, в частности легла в основу ассоциативно-рефлекторной теории обучения.

Ассоциация - (от лат. associatio - соединение) связь между психическими явлениями, возникающая в опыте индивида, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого. Тем самым, ассоциации придается детерминист-ский (причинно-следственно обусловленный) смысл. Возникновение в сознании определенных образов без обычного внешнего раздражителя осуществляется за счет находящейся в прошлом опыте личности связи процессов, явлений, которые могут образовывать присоединение в силу их смежности, сходства или контраста. Отсюда и виды ассоциаций, на основе которых осуществляется процесс закономерной познавательной деятельности.

Виды ассоциаций:

- по сходству (например, при использовании методов беседы и устного изложения материала);

- по контрасту (в частности, традиционная и инновационная технология обучения);

- по смежности в пространстве или же во времени (например, в разных курсах учебных дисциплин тема общения раскрывается путем выделения ее сущностных показателей);

Процесс освоения знаний при использовании ассоциативно-рефлекторной теории обучения осуществляется путем постепенного образовании в сознании обучаемых новых связей, т.е. ассоциаций. Логика процесса освоения знаний при этом включает ряд этапов.

В их числе следующие этапы:

- осмысление учебного материала;

- запоминание его на сущностном уровне;

- применение при анализе примеров и решении задач.

В числе методов познавательной деятельности ассоциативно-рефлекторной теории обучения используются следующие:

- анализ – рассмотрение отдельных сторон, свойств изучаемых явлений;

- синтез – исследование частей изучаемых явлений в их диалектической взаимосвязи;

- абстракция – мысленное отвлечение в ходе освоения эмпирического материала в целях достижения его сущностного понимания;

- обобщение – выход в результате осмысления учебного материала на общий вывод;

- систематизирование – расположение познавательных явлений в определенной логической последовательности.