Всемирная, общечеловеческая цивилизация

Тема прогресса, развития, несмотря на политические провозглашения этого как целей реформы России в 90-е годы, из теории стала уходить. Она присутствует только в модернизационных теориях, которые рассматривают развитие как следование за Западом, изменение идентичности незападных стран на идентичность, близкую западной. Однако посткоммунистический мир, который оживил модернизационные теории, не добился ожидаемых успехов. На смену формационным и модернизационным теориям пришли цивилизационные. Были актуализированы классические теории модернизации и появились новые. Среди них были выделены две основные:

I. Концепция множественности цивилизаций. Ее придерживались Н.Я. Данилевский,

А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин, сегодня С. Хантингтон. Детали, сходства и различия имеющихся здесь точек зрения в данном контексте не существенны.

II. Концепция единой цивилизации, которая существует в нескольких вариантах.

Общечеловеческая цивилизация может возникнуть на пересечении исторических потоков и возникающих здесь общих ценностях, по мнению одних, или сходного плюрализма ценностей, по мнению других.

Понятие «цивилизации» в концепции множественных цивилизаций характеризует наличие некоей общей социальной формы существования, включающей труд, производство, культуру, обычаи, ценности, религию, социальную организацию, отношения между поколениями, полами и пр. в каждой цивилизации, но различие содержаний, непохожесть одних обществ на другие.

Понятие «цивилизация» исторически предназначалось для того, чтобы выразить многообразие социально-культурных форм, подвергнуть критике представление об их единстве. Это понятие было символом культурной разобщенности человечества. Цивилизационный подход показывал упрощенность идеи прогресса и ее излишний оптимизм. История представлялась кладбищем цивилизаций, немногие из которых дожили до наших дней. Сегодняшним цивилизациям также не пророчилась вечная жизнь. А. Фергюсон трактовал цивилизацию как фактор, отличающий человеческое сообщество от мира животных. Возможно, он был первым, кто усомнился во всеобщей приложимости ценностей одной цивилизации, в плодотворности перенесения культурного опыта одной конкретной цивилизации на неподготовленную для этого опыта почву.

Концепции Данилевского, Шпенглера, Сорокина и Тойнби признают цикличность развития – столкновение, подъем и гибель цивилизаций.

Однако идея прогресса, отвергаемая за высокую цену его осуществления, игнорирование своеобразия стран, выброшенная в конце ХХ века за дверь, вернулась через окно под именем «единая цивилизация» или «всемирная цивилизация». Эта новая форма теории прогресса предстает в двух вариантах. В одном из них доказывается, что Запад является носителем универсальных качеств, и что весь мир стремится их достичь, создав единую мировую цивилизацию.

Другой формой утверждения всемирной цивилизации стало убеждение, что для нормального устойчивого существования все страны должны освоить некие достижения человечества, такие как гигиена, нормы общежития цивилизованных стран, их политические системы, права человека, экологические требования, стремление к миру и др.

Таким образом, идея общечеловеческой цивилизации предстала в следующей своей форме как идея объединившегося мира, в котором сложились не только сходные технологические, экономические, информационные и политические структуры, но и общность культуры и морали. Эта трактовка смыкается с предельным взглядом на глобализацию как установление единства всех аспектов и сторон человеческой деятельности. В сравнении со скрытым признанием глобализации на основе прогресса, достижений современности, стремления догнать Запад, здесь представлена другая версия глобализации как универсализации на основе сходства ценностей и становления мировой цивилизации. Мировая цивилизация получала и нормативную трактовку и рассматривалась как то, что необходимо всем обществам для выживания человечества.

Взгляд на всемирную цивилизацию имеет и еще одно, третье проявление. Общечеловеческая цивилизация может возникнуть на основе конвергенции достижений многообразных обществ. Итак, идея общечеловеческой, всемирной цивилизации предстает в трех видах:

1) мир, догнавший Запад или развивающийся путем модернизизации. В терминах глобализации его можно характеризовать как глобализацию современности.

2) мир, построенный на сходстве ценностей при сходном ценностном многообразии – глобализация постсовременности.

3) мир, построенный на конвергенции достижений человечества в виде «хорошего общества» (глобализация такого типа может быть определена, скорее всего, как гибридизация).

Во всех этих концепциях, при всем их различии, присутствует Запад в качестве ведущей силы на обозримое будущее.

В течение пятисот лет догоняющая модернизация была основной формой развития незападных стран. Ее следствием стало усиление всемирно-исторической связи между народами, которую не называли глобализацией, но которую сегодня можно назвать именно так. Глобализация XIX в. ознаменовалась развитием свободной торговли, в которой более всего преуспела Англия. Но этому витку глобализации были оказаны серьезные системные сопротивления в виде коммунизма, фашизма и национализма. И глобализация, которая являлась следствием модернизации, была прервана.

Будет полезно почитать по теме: