Концептуальные подходы к выражению единства человечества

Единство человечества не является изначально присущим ему свойством. В течение длительного времени отдельные группы людей, а затем и отдельные цивилизации были мало связаны между собой.

Эмпирически единство человечества стало осознаваться в эпоху первоначального капиталистического накопления - сначала благодаря географическим открытиям, а затем посредством хозяйственных связей, возникающих вместе с капитализмом, функционированием капитала в мировом масштабе, появлением таких универсальных единиц человеческого общежития как государство, демократия и пр. После распада коммунистической системы для глобализации капитала почти не осталось препятствий, закрытых зон. На сегодняшний день можно наблюдать усиление информационного, экологического, политического, культурного взаимодействий различных обществ. Проблемы, возникающие на локальном уровне, легко могут стать в настоящее время всемирными, общечеловеческими. Это относится к проблемам войны и мира, экологии, преодоления хаоса, вопросам здравоохранения и образования, борьбе с криминалом и терроризмом, распространению информации. Увеличилось количество людей, которые добровольно или вынужденно перемещаются по миру: туристы, рабочие, студенты, торговцы, беженцы, временные переселенцы. Ощущение связанности мира, единства человечества проникает в повседневный опыт миллионов людей, хотя миллиарды еще не имеют этого опыта.

Теоретически количество способов представить единство человечества невелико. Можно выделить несколько концептуальных подходов к выражению единства человечества:

- на основе модернизации;

- путем формирования всемирной истории;

- посредством образования мировой системы;

- в результате становления всемирной цивилизации;

- ввиду появления нового процесса социальных трансформаций последней трети XX в.

Каждый из этих подходов опирается на множество дисциплин и несет различную социологическую «нагрузку», но ни один из них не может обойтись без социологии.

Одним из важных оснований концептуализации единства человечества является идея прогресса. Она предстает в социологии в более конкретном воплощении – в теориях модернизации.

Как отмечает П. Штомпка, «социология возникла в XIX в. как попытка понять и интерпретировать великие сдвиги, происходившие на Западе в эпоху перехода от традиционного общества к современному, урбанистическому, демократическому социальному устройству. С тех пор большинство социологических исследований и теоретических изысканий были сосредоточены на модернизированном обществе». Социология, таким образом, в неявном виде предполагала единство человечества и концептуализировала его с помощью понятий «прогресс», «модернизация», «современность», «современное общество».

Идея прогресса не подвергалась сомнению в течение пятисот лет. То, что прогресс дается дорогой ценой, что он противоречив, что на его пути осуществляется масса непродуктивных разрушений, уменьшается многообразие форм жизни, можно было заметить и раньше. Но признанный в качестве безусловной ценности прогресс не подвергали критическому анализу.

Понятие прогресса является более философским, чем социологическим. Социология имеет дело с различными социальными изменениями, в том числе и с теми, которые не обладают явной направленностью в сторону прогресса или регресса. Среди этих изменений социологией наиболее изучена модернизация. Модернизация является попыткой ускорить естественную эволюцию обществ по образцу того ускоренного развития, которое произошло на Западе в период его трансформации из Средневековья в Новое время.

Существует эмпирические (или исторические) способы описания модернизации, при которых указываются этапы формирования современных институтов в Европе, а затем и в других странах.

По этому пути идут историки, а также некоторые социологи. Под современностью они понимают состояние, которое было достигнуто Западом в Новое время после трех великих революций – Ренессанса, Реформации и Просвещения. В силу неравномерности развития большинство стран мира в этот период, некоторые из них до сих пор остаются в состоянии трансформации.

Различия между традиционными и современными обществами очень существенны.

С момента становления современных (западных) обществ человечество начало стремиться к прогрессу в форме модернизации. Это и явилось основой становления единства человечества. Глобализация в ее сегодняшнем понимании стала завершением этого предшествующего процесса становления единства человечества.

Как отмечает Штомпка, эмпирически ориентированные социологи «единодушны во мнении, согласно которому современный социальный порядок зародился после великих революций. Они считают, что американская и французская революции обеспечили и политическую, и институциональную базу для модернизации: конституционную демократию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств». Американская революция заложила принципы демократии, английская революция – экономическую основу современности в виде капитализма, рынка, индустриализации, урбанизации.

Современное общество появилось вместе с возникновением капиталистического западного общества. Запад вступил в Новое время. Остальные общества не претерпели заметных изменений и имели черты традиционных обществ, которые были присущи прежде и средневековому Западу.

Глобализирующая функция современности состоит в том, что с появлением капитализма на Западе весь мир начинает быть взаимосвязанным (географические открытия раннего периода, колонизация, развитие транспорта, средств сообщения, появление мировой экономики и мировой политики).

Единство человечества стало характеризоваться институциональными изменениями – появлением национальных государств, повсеместно существующих после Вестфальского мира, индустриализацией, разделением труда, повышением уровня рациональности и пр. Хотя модерни-зация мало где завершена, и «догнать» Запад удалось лишь немногим странам даже в Европе (Германии, Испании, Италии, Португалии), весь мир принял существование международных институтов – Лиги Наций, ООН, ЕС и др., а также сегодня – многих других неправительственных организаций. Усилилась роль закона. Всеобщая декларация прав человека принята ООН в 1948 г. Урбанизация произошла не только на Западе, но и в незападных странах. Управление имеет тенденцию повсюду стать бюрократическим и деперсонализированным. Произошло возрастание роли науки, осуществилась демократизация образования. Повсюду стала распространяться массовая культура. Возросла консьюмеризация, потребительский интерес не только на Западе, но и в других странах, включающий потребление не только необходимых, но и престижных товаров.

Современность, как показывает Штомпка, отличается экспансией, т.е. способностью распространять присущие ей черты на весь мир, а также идти вглубь, меняя отношения людей, включая их личные и семейные отношения.

Cоциально-философскую или социологическую в широком смысле (т.е. не ограничива-ющуюся обобщением эмпирического материала и теориями среднего уровня, а включающую и социально-философский уровень) теорию всемирной истории предложил К. Маркс. Им были обозначены эмпирически наблюдаемые признаки превращения истории во всемирную – развитие экономики, средств транспорта и связи.

Следуя за Гегелем, он воспринимал всемирную историю как единый, объективный и необходимый процесс, в рамках которого может быть понято развитие, как отдельных обществ, так и тенденции развития человечества. Введение термина "всемирная история" сразу потребовало теоретического обоснования, ибо всемирная история при всех указанных выше эмпирических примерах установления всемирной связи, в целом эмпирически не наблюдаема.

Обращение к Марксу, а не к Гегелю при обсуждении такого концептуального средства выражения единства человечества как всемирная или всеобщая история связано с тем, что марксизм является не только общефилософской и социально-философской теорией, но и учением, которое в XIX в. и в начале XX в. воспринималось как социологическое в отличие от чисто философских работ Гегеля. Советский марксизм с трудом признавал социологическую науку, поскольку считал исторический материализм не только социально-философской, но и общесоциологической теорией. Однако признание более сложной структуры социологической отрасли, наличия в ней разных областей и их собственного предельного уровня обобщений – теорий среднего уровня, а также эмпирического уровня все же состоялось при подчеркивании ведущей роли исторического материализма.

Имеется достаточное основание, чтобы в некотором приближении говорить о марксизме не только как о философском, но и как о социологическом учении, нашедшем концептуальное средство для представления единства человечества в понятии всемирной, всеобщей истории. Смысл всеобщности и единства исторического процесса состоит, согласно марксизму, в том, что история человечества является естественно-историческим процессом смены общественно-экономических формаций. Вместе с тем, при всем этом многообразии конкретных обществ, а также при одновременном существовании обществ разного типа, понятие общественно-экономической формации дает характеристику целостности человечества, выступая как стадия развития всего человеческого общества.

Каким же образом не представляющее единства, состоящее из конкретных обществ человечество может оказаться на определенной (одинаковой) стадии развития? В сущности, конкретные общества каждого типа развиты по-своему, но стадия развития человечества определяется марксизмом по наивысшему образцу. Признание единства человечества в марксизме, таким образом, было связано с утверждением идеи прогресса как смены общественно-экономических формаций, которую в целом осуществляет человечество при всем разнообразии конкретных обществ.

Будет полезно почитать по теме: