Выявление креативности мышления

 

В последние годы в англо–американской психологии большой популярностью пользуется особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью: его нередко отождествляют с дивергентным мышлением.

Толчком для выделения этого типа интеллектуальных способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последняя зависит от способности по–разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе (Л.Е. Туlеr, 1972). Эту способность назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связы-вают с творческими достижениями личности.

Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических факторов интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них – текучесть, беглость мышления, его четкость, оригинальность, чувствительность к проблемам и др. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление».

По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное или подходящее решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути ее решения. Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов на вербальную креативность, 4 – на невербальную).

Вот примеры некоторых заданий на креативность:

- тест на легкость словоупотребления (напишите как можно больше слов, содержащих букву «о»);

- тест на беглость идей (напишите как можно больше слов, обозначающих предметы, явления, которые могут быть белого цвета);

- тест на гибкость идей, гибкость использования предметов (укажите как можно больше разных способов использования консервной банки);

- тест на составление изображений (составить как можно больше разных изображений, используя набор фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция).

Творческая личность найдет различные оригинальные решения более сложные и необычные, казалось бы самой простой задачи (рис. 17).

Рис. 17. Тест Верона

Тест креативности Торренса «Завершение картинок» (Адаптация А.Н. Воронина).

Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление), третья – для словесно–звукового творческого мышления.

Торранс разработал серию тестов на креативность «от дошкольников до взрослых», а также предложил программу развития творческих способностей детей:

I. На первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления.

Стимульный материал

II. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия (рис. 18).

Рис. 18. Ситуации для анализа

III. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения.

Согласно Торрансу, такой подход к выявлению способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно.

1. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса».

Данный вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.

Вариант методики позволяет оценивать такие два показателя креативности:

1) оригинальность;

2) уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.

Особенности проведения процедуры тестирования:

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты.

Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направлен-ности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на оригинальность, возмож-ность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1–2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция. «Перед вами бланк с 6-ю недорисованными картинками. Вам необходимо их дори-совать. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке» (рис. 19).

Стимульный материал

Рис. 19. Стимульный материал

При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Рассмотрим на примере (рис. 20):

Рис. 20. Стимульный материал и его анализ

Интерпретация.

Один балл дается за:

– каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;

– цвет, если он дополняет основную идею ответа;

– специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

– тени, объем, цвет;

– украшение, если оно имеет смысл само по себе;

– каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут переда-вать идею пространства;

– поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;

– каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.

Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых.

Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н. Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невер-бальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понима-ния сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

где: Or – оригинальность данного типа рисунка; x – количество рисунков иного типа; Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникаль-ным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных.

Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1–2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима, и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и, соответственно, можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контин-гента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать резуль-таты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях.

Таким образом, с помощью подобных тестов психолог может выявлять интеллектуальные способности обследуемых.