Тесты на выявление технических способностей

Для изучения способности технического понимания используется специальные тесты. Задания теста даны в виде картинок с изображением несложных моделей. Испытуемому необходимо ответить на вопросы, требующие понимания пространственных взаимоотношений и т.д.

На рис. 12 представлено простое задание, взятое из Теста механической понятливости Беннета на техническое понимание. Испытуемого просят ответить на вопрос, кто из изображенных рабочих испытывает большую нагрузку и внести в бланк ответа соответствующую букву-А или В. Если испытуемый считает, что нагрузки равны, то он должен внести в бланк букву С. (рис. 12).

Рис. 12. Кто из рабочих испытывает большую нагрузку?

Данные тесты направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым.

Рассмотрим некоторые задания на понимание пространственных взаимоотношений.

1. Тест механической понятливости Беннета

Стимульный материал представлен 70 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к так называемым тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин.

Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета получен-ных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1-го балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация осуществля-ется в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых (рис. 13 а, б)

Задачи к тесту Беннета

Рис.13а. Задание 1

I. Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.

Рис. 13б. Задание 2

II. Какая гусеница должна двигаться быстрее, чтобы трактор поворачивался в указанном стрелкой направлении?

1. Гусеница А.

2. Гусеница В.

3. Не знаю.

2. Задачи на выявление особенностей технического воображения.

Задача 1. Дан чертеж, на котором изображена фигура: а) фасад (главный вид) и б) вид сверху. Необходимо начертить третий вид – сбоку, а затем дать общий вид (рис. 14).

Рис. 14. Чертеж фигуры

Примечание. Данная деталь имеет два варианта решения. Ответ дан в приложении №7.

Задача 2. Данная деталь состоит их двух частей. Со всех сторон виден разрез в виде «ласточкиного хвоста». Как ее можно разделить? (Имеется два варианта ответа) (рис. 15).

Рис. 15. Общий вид детали

Ответ дан в приложении № 8.

Подобные методики ориентированы на выявление технических способностей испытуемых как подростков, так и взрослых.

Задача 3. На представленных рисунках не все кирпичи видны. Подсчитайте, сколько кирпичей в каждом блоке (рис. 16).

Рис. 16. Фрагменты кирпичной кладки

Психологу, практикующему на предприятии или в профессиональном училище, целесооб-разно накапливать подобные задачи на техническое мышление, чтобы со временем создать свой банк данных. Последующий корреляционный анализ между результатами решения испытуемыми технических тестов и качеством их работы может стать определенной системой критериев для выявления технических способностей.

Будет полезно почитать по теме: