Тесты конкурсного отбора

 

Существующая система подготовки специалистов практически исключает возможность индивидуального подхода. У обучающего нет возможности перестраивать учебную программу в соответствии с особенностями каждого обучаемого. Следовательно, возникает проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

В настоящее время при поступлении в учебные заведения (средние и высшие), а также на работу в организацию осуществляется конкурсный отбор желающих. На основе использования разнообразных методик: изучения документов, наблюдения, проведения бесед, тестирования и последующего ранжирования результатов обследования испытуемых создается иерархия их рейтингов.

Предпочтение в конкурсном отборе естественно отдается тем испытуемым, у которых результаты соответствуют устанавливаемым критериям.

Рассмотрим некоторые методики, которые используются в профотборе.

1. Краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ) – предназначен для определения общего уровня интеллектуального развития индивида.

Сфера применения теста КОТ – определение способности к обучению и использования результатов при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.

Тест относится к категории психодиагностических тестов общих умственных способностей (IQ).

Тест КОТ является адаптированным вариантом теста Э.Ф. Вандерлика, который уже много лет широко используется для отбора персонала за рубежом (рис. 12).

Рис. 12. Концепция способностей к обучению П. Вернона

Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций. Многие интел-лектуальные тесты валидны по отношению к академической успеваемости и часто разрабатываются и применяются для тестирования способности к обучению. Такие тесты используются в качестве рекомендательных процедур при предварительном отборе. Обучаемость – это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью.

По данным А. Анастази, "несмотря на краткость, надёжность теста вполне удовлетворитель-ная". Вместе с тем, "выполнение теста Вандерлика сильно зависит от уровня образования".

Для преодоления этой трудности Вандерликом были получены и в 1972 году опубликованы нормы для 81 вида профессиональной деятельности, с учетом уровня образования, возрастных (от 15 до 44 лет), половых и региональных (10 географических регионов) различий испытуемых. Для вычисления указанных норм было обследовано 38500 человек.

Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта: способность обобще-ния и анализа материала; гибкость мышления; инертность мышления, переключаемость; эмоцио-нальные компоненты мышления, отвлекаемость; скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания; употребление речи, грамотность; выбор оптимальной стратегии, ориен-тировка; пространственное воображение.

Тест имеет единственный интегральный показатель – число правильно решенных задач, который является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека. Оценка результата теста ведется путем сравнения с медианной нормой для данной группы специалистов. Если результат испытуемого равен или выше медианы, то он может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо распределен в ту или иную учебную группу.

Нормы, полученные в США для 12–мин. теста Вандерлика:

Администраторы – 30 правильных ответов

Инженеры – 29

Программисты – 28

Бухгалтеры – 28

Управляющие – 27

Секретари – 25

Клерки – 25

Охранники – 8

По сравнению с тестом Вандерлика, КОТ имеет более длительное время предъявления – 15 минут. Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6–й класс общеобразовательной школы (12–13 лет).

Медианные нормы теста КОТ

Начальники отделов, лабораторий – 27 правильных ответов

Управленцы (аппарат) – 25

Студенты университета: – 28

– мужчины – 29

– женщины – 27

Студенты (электроника) – 24

Инженеры электросвязи – 21

Школьники (6 класс): – 15

– мальчики – 16

– девочки – 14

Инструкция. Вам предлагается ряд простых заданий. Прежде чем приступить к их выполне-нию внимательно ознакомьтесь с данной инструкцией.

Тест, который будет предложен вам, содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на ваши вопросы отвечать не будут. Если вы в группе, то начинайте по команде, если нет – то по готовности. Через 15 минут выполнение теста будет остановлено.

Ниже (в табл. 22) приводятся образцы заданий и правильные ответы на них.

Таблица 22

Стимульный материал

Задания (типовые) – сокращенный вариант:

1. Одиннадцатый месяц года – это:

1 – октябрь; 2 – май; 3 – ноябрь; 4 – февраль

9. Ясный является противоположным по смыслу слову:

1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, тусклый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.G Sharp M.C.

Filder E.H. Filder E.N.

Connor V.G/ Conner M.G.

Woesner O.W. Woemer O.W.

Soderquist P.E. Soderquist B.E.

11. Слова Стук и Сток имеют:

1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное,

15. Какое число является наименьшим?

6 0,7 9 36 0,31 5

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова:

есть соль любовь жизнь

Результаты решения заданий психолог определяет по ключу (табл. 23).

ВЫВОД. Психолог, практикующий в организации, может применять тест КОТ для определения способности к обучению и использования результатов при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования.

2. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения. Разработан в лаборатории психодиагностики НИИ общей и педагогической психологии АПН. Авторы: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова.

Тест исследует уровень сформированности определенных понятий и совершаемых с ними некоторых логических действий. По содержанию заданий и способам анализа результатов методика существенно отличается от традиционных интеллектуальных тестов.

Таблица 23

Ключи (КОТ)

Во–первых, ШТУР построен на таком содержании, которое подлежит обязательному усвоению. Для наших детей таким обязательным для усвоения должно быть содержание школьных программ. В них в каждый исторический период реализуются те требования, которые общество предъявляет своим членам. Таким образом, можно сказать, что содержание теста ШТУР определяется общественными требованиями (или социально–психологическими нормативами) к умственному развитию школьника.

Во–вторых, в тесте использован другой способ анализа диагностических результатов: для критерия оценки индивидуальных и групповых результатов берется не статистическая норма, а социально–психологический норматив.

Другими словами, показателем умственного развития является степень близости результатов к социально–психологическому нормативу, в качестве которого применяется полный набор заданий теста. При этом уровень умственного развития определяется не по количественной, а по количественно–качественной характеристике теста: выполнил столько–то заданий и такого–то содержания.

Оценка и прогноз школьных достижений на основе интеллектуальных тестов пока не оправдывает себя.

Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуаль-ных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося (табл. 24). Тест включает шесть наборов заданий (субтестов).

Тест имеет две эквивалентные формы "А" и "Б". Апробация проводилась на выборке учащихся VI–VIII классов московских школ (411 человек). Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов, не помогать испытуемым при выполнении заданий. Также при проведении теста необходим периоди-ческий контроль правильности выполнения испытуемыми процедуры тестирования.

Таблица 24

Исходные данные

субтеста

Число заданий в субтесте

Время выполнения

(в мин)

1. Осведомленность 1

20

8

2. Осведомленность 2

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщение

19

8

6. Числовые ряды

15

7

В С Е Г О

119

44

Процедура работы с тестом

Инструкция. Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится обычно решать на уроках в школе. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий, и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок.

Задания первой серии состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Выбрать можно только одно слово.

Пример заданий «Осведомленность 1».

Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ...

1 – случай;

2 – подвиг;

3 - жизнеописание

4 – книга;

5 – писатель.

Правильным словом будет слово жизнеописание.

Следующий пример.

Противоположным к слову отрицательный будет слово ...

1 – неудачный;

2 – спорный;

3 – важный;

4 – случайный;

5 - положительный.

В этом случае правильный ответ слово положительный.

Аналогичные задания даются для зачетного тестирования.

Описание и примеры набора заданий «Осведомленность 2»

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример.

Век – а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ – столетие. Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример.

Прогноз – а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина. Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и должно быть подчеркнуто.

Аналогичные задания даются для зачетного тестирования.

Описание и примеры набора заданий № 3 «Аналогии»

Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример:

Песня : композитор = самолет : ?

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель. Правильный ответ – конструктор. Поэтому это слово должно быть подчеркнуто.

Следующий пример:

Добро : зло = день : ?

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно должно быть подчеркнуто.

За каждое правильное решение заданий субтестов: осведомленность 1 и осведомленность 2 начисляется по 1 баллу.

Описание и примеры набора заданий №4 «Классификации»

Инструкция. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример.

а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово – мебель. Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; б) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» – покоя. Поэтому подчеркнуто слово сидеть.

Аналогичные задания даются для зачетного тестирования. За каждое правильное решение заданий субтеста «Классификации» начисляется по 1 баллу. Исключение составляет оценка резуль-татов субтеста № 5 «Обобщения». Оценку 2 балла получают обобщения, совпадающие с ключом (табл. 25, 26, 27)

Таблица 25

Пример обобщения

Категории

Ответ

Оценка

Стойкость – мужество

Положительные черты характера

2 балла

Канал – плотина

Искусственные водные сооружения

2 балла

Более широкие, по сравнению с приведенными, категориальные обобщения оцениваются в 1 балл (табл. 26).

Таблица 26

Пример обобщения

Категории

Ответ

Оценка

ботаника – зоология

науки

1 балл

В данном ответе испытуемый не привел уточняющие признаки данных наук.

Оценкой 1 балл оцениваются также правильные ответы, но более узкие, частные обобщения.

Таблица 27

Пример обобщения

Категории

Ответ

Оценка

классицизм

– реализм)

литературные

направления

1 балл

Правильнее сказать – направление в искусстве, художественный стиль.

Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Задания субтеста №6. «Числовые ряды»

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими математическими действиями.

Пример. 2 4 6 8 ...

В этом ряду каждое последующее число на два больше предыдущего. Поэтому следующее число будет 10. Его и нужно записать.

Следующий пример.

9 7 10 8 11 9 12 ...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его вам и нужно написать.

Аналогичные задания даются для зачетного тестирования.

3. Количественная и качественная обработка результатов тестирования.

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, получен-ных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

Количественная оценка (по тесту и субтестам) выводится путем подсчета количества правильно выполненных заданий.

За правильное решение каждого задания субтеста 1, 2, 3, 4, 6 испытуемому начисляется 1 балл. За правильное решение заданий субтеста «Обобщения» максимально начисляется 38 баллов.

Подсчет результатов осуществляется в соответствии с ключом . Рассчитываются баллы за задания, отнесенные к разным областям знаний (общественно-политическая, научно-культурная), школьным предметам, типам логических связей (табл. 28).

Таблица 28

Количественный анализ теста

После подсчета результатов главное значение имеет качественный анализ результатов, поскольку с его помощью дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий. Особое внимание обращается на то, какой содержательный состав заданий является более или менее предпочтительным для ученика, какие логические операции наиболее или наименее освоены, каков характер типичных ошибок при выполнении разных заданий и т.п.

Интерпретация результатов обследования.

На основе количественного и качественного анализа результатов тестирования испытуемого школьный психолог устанавливает:

– какие школьные предметы, типы логических связей, категории и понятия усвоены лучше, какие – хуже; какой смысл и содержание вкладывает в основные (абстрактные и конкретные) понятия, какие типичные ошибки допускает испытуемый;

– насколько совершенным является словарный запас испытуемого, насколько он соответствует или не соответствует школьной тематике;

– насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, обобщать и ограничивать понятия, самостоятельно находить отношения между ними, понимать значение и соотношение родовых и видовых категорий, части и целого, выявлять существенные и несу-щественные признаки, делать выводы.