Профессиональная пригодность и профессиональный отбор

Главной задачей организации любой профессиональной деятельности и центральной пробле-мой человековедческих областей знания, обеспечивающих ее решение, является установление оптимального соответствия человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований профессиональной деятельности – с другой.

Эта идея соответствия роли и исполнителя настолько сообразна природе, что воспроизводится у людей спонтанно, без всякой подготовки.

Как же происходит нахождение оптимального соотношения между субъектом деятельности и самой деятельностью? Возможны два принципиальных пути: от особенностей субъекта к подбору деятельности (профессиональный подбор) и от деятельности к отбору субъекта (профессиональ-ный отбор).

Профессиональный подбор – процесс подбора профессий, профессиональных сфер и специ-альностей к конкретному человеку, его индивидуально–психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и полу-чить профессиональное удовлетворение.

Профессиональный подбор – процесс подбора профессий, профессиональных сфер и специ-альностей к конкретному человеку, его индивидуально–психологическим особенностям, дости-жению в них требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. В основе профотбора и профподбора лежат особенности потенциального субъекта труда и самой профессиональной деятельности. Проблемами изучения, диагностики особенностей человека занимается ряд наук – общая психология, психология личности, психофизиология, психодиагностика и др.

Обратимся к требованиям, предъявляемым профессией к человеку. Для того чтобы обосно-вать эти требования, необходимо:

1. Раскрыть внутреннюю структуру деятельности, показать целостную картину взаимосвязи необходимых для выполнения данной деятельности психических процессов.

2. Подобрать комплекс психологических методик, направленных на диагностику наличия и степени развития профессионально важных, значимых качеств, свойств, особенностей личности.

3. Провести профориентационную и профессиональную диагностики.

Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников (изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности) и обобщена в профессиограмме.

В профессиограмме указываются:

– особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность;

– необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения;

– режим труда и отдыха, санитарно–гигиенические условия, характерные психофизиологи-ческие состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность);

– объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий.

Определение степени значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности может быть реализовано несколькими способами в психограмме:

Психограмма позволяет:

– выделить свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого профессиональ-ного действия, и определить степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса и продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Результатом становится средняя оценка значимости каждой психической функции, необходимая для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулированные требования к профессионально важным качествам, функциям личности;

– определить один или несколько интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста поезда метрополитена – это способность в условиях длительного, моно-тонного воздействия сохранять высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность.

2. Оценка профессиональной пригодности проводится различными психодиагностическими методами на основании ряда принципов:

– аналитический принцип предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т.п.), важных для успеш-ности обучения и деятельности в избранной профессии;

– синтетический принцип предусматривает изучение целостной деятельности или ее важных элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции;

– комплексный принцип заключается в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями (объединение аналитического и синтетического принципов).

3. Профориентационная и профессиональная диагностики. В ряде случаев целесообразно проводить двухэтапный отбор:

– вначале проводят отбор по тестам, который, как правило, не требует больших затрат времени,

– кандидаты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на рабочих местах, где в течение нескольких часов или дней выполняют профессиональные обязанности и ведется контроль за изменениями показателей качества деятельности человека через каждые два часа.

В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психо-логический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.

Одной из задач диагностики профессиональной ориентации является определение професси-ональной предрасположенности человека к той или иной деятельности или профессии. Основой предрасположенности является не только наличие определенных устойчивых свойств и качеств личности, но прежде всего устойчивой мотивации осваивать тот или иной вид деятельности. Предрасположенность лишь определенная потенциальная возможность, предполагающая возмож-ность успешного овладения определенным видом деятельности.

Будет полезно почитать по теме: