Профессиограмма

В литературе существуют различные подходы к определению профессиограммы.

Профессиограмма – это, во–первых, описание особенностей и структуры профессиональной деятельности, ее возможных действий, операций, приемов, а также основных требований к психологическим и физиологическим характеристикам специалиста.

Профессиограмма – это, во-вторых, научно–обоснованные нормы и требования профессии к видам Деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма включает два основных компонента: трудограмму (характеристики объек-тивных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возмож-ные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалифи-кации, переориентации в рамках данной профессии.

Трудограмма представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

– описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

– распространенность профессии;

– описание предмета труда в данной профессии;

– перечень необходимых профессиональных знаний;

– описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

– описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек исполь-зует для воздействия на предмет своего труда;

– описание условий труда;

– организация и кооперация труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

– характеристика продукта труда (или его результата);

– перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

– права и обязанности представителя данной профессии;

– характеристика позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

– характеристика негативных сторон профессии как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Таким образом, уже из описания трудограммы – одной из составляющих психограммы – можно заключить, что профессиографирование является комплексным методом исследования, часто весьма трудоемким и требующим от специалиста, составляющего профессиограмму, большого количества как общих, так и специальных знаний. Поэтому, в зависимости от конкрет-ной задачи исследования профессии, чаще всего используется один из более специализированных видов профессиограммы, представляющих собой не полное описание профессии, а описание ее отдельных сторон.

В целом можно сказать, что любая профессиограмма, вне зависимости от задач исследования, должна отражать два основных компонента: перечень качеств, которые необходимы для данной профессии, и перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессио-нальной деятельности. Вместе с тем профессиограмма не должна определять индивидуальность специалиста, тем самым сковывая его творческое развитие; она лишь дает ориентиры объек-тивных требований профессии к человеку.

Профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Конкретная профес-сия включает в себя широкий спектр специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по специфике предмета труда.

2. Объем знаний, умений и навыков специалиста. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной подготовке персонала, включающей не только определенный набор знаний, но и способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня.

Содержательная сторона профессиограммы специалиста включает:

– свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессиональную и познаватель-ную направленность личности;

– требования к профессиональной подготовке;

– объем и состав специальной подготовки;

– содержание подготовки по избранной специальности.

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная дея-тельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями некоторые виды деятельности рассматриваются как деятельность в особых условиях, предполагающих посто-янное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме специалиста отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформа-ций специалиста являются: постоянное напряжение, конфликты с сотрудниками, однообразие деятельности. Профессиограмма должна включать полное описание профессиональных вреднос-тей и индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию професси-ональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предпола-гает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональ-ные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возни-кает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести специалист.

6. Перечень моральных стимулов труда. У многих специалистов по мере роста профессио-нального стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у него не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства специалистов (особенно молодых), можно сказать, что у них вообще не остается никаких стимулов к осуществлению профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии большое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообраз-ным включать в профессиограмму перечень учебных заведений, курсов которые готовят или осуществляют повышение квалификации специалистов в данной области.

Обобщая требования к труду и личности специалиста, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, чувствование будущего, творческое отношение к делу, стремление к постоянному пополнению своих знаний и самореализации, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция, социальная ответственность.

В профессиограмме ведущее место занимает позиция специалиста – система его интеллек-туально-волевых и эмоционально–оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию специалиста.

Социальная позиция складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.

Профессиональная позиция – отношение к избранной профессии, целям и средствам профес-сиональной деятельности.

Одним из видов профессиограммы является диагностическая профессиограмма.

Диагностическая профессиограмма – характеристика деятельности, призванная обеспечить подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров. Диагностическая профес-сиограмма чаще всего составляется в тех случаях, когда не ясны причины низкой произво-дительности труда, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др. Этот тип профессиограммы является ориентировочным, поисковым. Первоочередной задачей психо-лога в данном случае является диагностика причин, обусловливающих наличие данных факторов.