Профессиографический анализ профессиональной деятельности

В настоящее время все большее внимание уделяется синтетической науке профессиологии, задача которой – всестороннее изучение профессий , и ее отрасли – профессиографии , часть которой составляет психологическая профессиография .

Профессиография – это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы – описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть – психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей.

Профессиография включает в себя и классификацию профессий, причем ее комплексность и синтетичность определяют весьма различные критерии этих классификаций. Ведь одно дело классифицировать профессии по их технологическим особенностям, другое – по гигиеническим, третье – по психологическим и т.д. В этом наглядно раскрываются прикладное значение профессиографии и ее комплексность. Изучение и описание любой профессии всегда ведется с определенной целью и подчинено этой цели.

Цели профессиографии могут быть различными, и профессиограммы могут составляться с целью:

1) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров;

2) учета и оздоровления гигиенических условий труда;

3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и професси-онального отбора.

Профессиография включает и историю профессиографии, и историческую профессиографию. В последней представляет интерес описание исчезнувших профессий, но наиболее прогрессивная отрасль профессиографии – это ее раздел, посвященный конструированию новых профессий, взамен стихийно переходящих к нам из прошлого.

Все науки, разносторонне изучающие труд, ставят перед профессиографией различные задачи, поэтому анализ и описание профессий – единый, но не тождественный процесс.

Здесь нельзя не вспомнить слова К. Маркса: «Способ изложения не может, с формальной стороны, не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь» .

При этом надо помнить, что профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.

Важнейшей проблемой в деле создания системы профотбора специалистов остается органи-зация профессиографического анализа различных видов деятельности, выявление полной совокуп-ности профессионально важных для каждого из них социально психологических и психофизиоло-гических качеств. При отсутствии хорошо разработанных профессиограмм и психограмм стано-вится проблемным научно обоснованное решение задач, стоящих перед подразделениями проф-отбора.

Профессиограмма и психограмма являются продуктом исследования конкретной профессии (профессиональной трудовой деятельности).

Под профессиональной трудовой деятельностью понимается деятельность, специализированная в соответствии с предметом, средствами и процессом труда, требующая специальных знаний, умений и практических навыков, которые приобретаются в процессе предварительного обучения.

Профессиональная деятельность является объектом изучения профессиологии, – науки о профессиях.

Важную отрасль профессиологии составляет профессиография как научная дисциплина, изучающая профессии, их психологическое и психофизиологическое содержание, а также требования, которые предъявляются профессией к человеку.

Профессия (от лат. professio – официально указанное занятие от profiteor – объявляю своим делом) – вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теорети-ческих знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Многие профессии подразделяются на специальности. Специальность – это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духов-ных сил человека, позволяющая ему получить взамен затраченного труда необходимые средства существования и возможности развития.

Профессиография изучает цель и задачи конкретного вида профессионального труда, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психологическую и психофизиологическую структуру профессии.

Трудовая деятельность в профессиографии выступает не только в качестве предмета объек-тивного научного изучения, но и как предмет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями: тяжесть, напряженность, эффективность и др.

К.К. Платоновым (1984) сформулированы основные принципы профессиографического иссле-дования:

– комплексности, с одной стороны, это принцип, предусматривающий необходимость системного анализа различных аспектов профессиональной деятельности (социально–психологических, психо-физиологических, физиологических, медицинских и организационных особенностей профессии, особенности профессиональной подготовленности исполнителей и т.п.); с другой стороны, предполагающий анализ особенностей специальности и специализаций, отражение ее значимости в общей системе деятельности коллектива подразделения, ее социального престижа, особенностей межличностных отношений, перечня объема знаний, навыков и умений, необходимых для успешной деятельности, сроков подготовки специалиста, физиологических требований к человеку и медицинских противопоказаний к работе, условий обитаемости и т.п.;

– социальной активности, обусловливающий анализ элементов этого ряда в общей системе военно–профессиональной деятельности;

– надежности – учитывающий необходимость анализа таких свойств специалистов, как эмоци-ональная и помехоустойчивость в различных ситуациях;

– дифференциации – обязательного изучения деятельности специалистов различных специи-альностей, входящих в данную профессию;

– типизации – учитывающий объединение конкретных профессий в определенные профес-сиональные группы;

– перспективности – предполагающий изучение тенденций и перспектив развития данной профессии.

В соответствии с этими принципами профессиография решает одну из своих задач – составление профессиограмм, дающих наиболее исчерпывающую информацию о той или иной профессии, ее специфике, а также требованиях, которые она предъявляет к человеку.

Можно дать следующую схему комплексного анализа особенностей любой профессии:

1) производственная характеристика профессии и ее специальностей;

2) экономическое значение профессии;

3) социологическая характеристика профессии;

4) социально–психологическая характеристика: ее социальный престиж у молодежи, особен-ности коллектива, особенности межличностных отношений по вертикали и горизонтали;

5) педагогическая характеристика: перечень объема знаний и умений, необходимых для успеш-ного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; характеристика видов и сроков подготовки и маршрутов продвижения и предложения по улучшению педагогического процесса;

6) гигиеническая характеристика условий труда (с особым выделением так называемых «профес-сиональных вредностей» и оздоровительных мероприятий);

7) перечень медицинских противопоказаний к работе по данной профессии (с особым выделе-нием труда женщин и подростков);

8) психологическая профессиограмма с включением психограммы как перечня не только необ-ходимых (основных) и желательных (дополнительных) способностей, но и психологических проти-вопоказаний.

С какой бы целью ни проводилось изучение профессии, все эти его аспекты должны учитываться, хотя и в разной мере, для различных целей.

Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки: техники – при описании технологического аспекта профессии, экономики – экономического значения, социологии – социологического, педагогики – подготовки, медицины – гигиенических условий и медицинских противопоказаний. Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий.