Приложение 6

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Литература

1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М.: МГУ, 1988.

2. Общая психодиагностика. – М,: МГУ, 1987.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996,

с. 104-126.

4. Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П. Разработка диагностикокоррекци-онной методики изучения умственного развития подростков, ориентированной на норматив // Научно-методические основы использования в школьной службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988.

 

Предназначение теста ШТУР

 

Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения. Разработан в лаборатории психодиагностики НИИ общей и педагогической психологии АПН. Авторы: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова.

Тест исследует уровень сформированности определенных понятий и совершаемых с ними некоторых логических действий. По содержанию заданий и способам анализа результатов мето-дика существенно отличается от традиционных интеллектуальных тестов.

Во-первых, ШТУР построен на таком содержании, которое подлежит обязательному усвоению. Для наших детей таким обя¬зательным для усвоения должно быть содержание школьных программ. В них в каждый исторический период реализуются те требования, которые общество предъявляет своим членам. Таким образом, можно сказать, что содержание теста ШТУР определяется общественными требованиями (или социально-психологиче¬скими нормативами) к умственному развитию школьника.

Во-вторых, в тесте использован другой способ анализа диагностических результатов: для критерия оценки индивидуальных и групповых результатов берется не статистическая норма, а социально-пси¬хологический норматив. Другими словами, показателем умствен¬ного развития является степень близости результатов к социально-психологическому нормативу, в качестве которого применяется полный набор заданий теста. При этом уровень умственного раз¬вития определяется не по количественной, а по количественно-качественной характеристике теста: выполнил столько-то заданий и такого-то содержания.

Оценка и прогноз школьных достижений на основе интеллектуальных тестов пока не оправдывает себя.

Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивиду-альных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

Тест имеет две эквивалентные формы "А" и "Б". Апробация проводилась на выборке учащихся VI–VIII классов московских школ (411 человек). Для правильного проведения тести-рования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов, не помогать испытуемым при выполнении ими заданий. Также при проведении теста необходим периодический контроль правильности выполнения испытуемыми процедуры тестирования.

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов):

№ субтеста

Число заданий в субтесте

Время выполнения (в мин)

1. Осведомленность 1

20

8

2. Осведомленность 2

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщение

19

8

6. Числовые ряды

15

7

ВСЕГО

119

44

 

2. Процедура работы с тестом

 

Инструкция. Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления Вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что Вам приходится обычно решать на уроках в школе.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок.

Задания первой серии состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Выбрать можно только одно слово.

Пример. Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ...

1 - случай;

2 - подвиг;

3 - жизнеописание

4 - книга;

5 - писатель.

Правильным словом будет слово «жизнеописание».

Следующий пример.

Противоположным к слову отрицательный будет слово ...

1 - неудачный;

2 - спорный;

3 - важный;

4 - случайный;

5 - положительный

В этом случае правильный ответ – слово «положительный».

Если Вы готовы, можете приступать к работе.

Набор заданий № 1-А

1 Начальные буквы имени и отчества называются ...?

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; л) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это ...?

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество это ...?

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Гуманный – это ...?

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется ...?

а) бионикой; б) химией; в) селекцией; г) ботаникой; л) физиологией.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и ...?

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

7. Свод законов относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...?

а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

8. Противоположностью понятия «лицемерный» будет ...?

а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...?

а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это ...?

а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречи¬вость; д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания – это ...?

а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.

12. Этика – это учение о ...?

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

13. Противоположностью понятия «идентичный» будет ...?

а.) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) раз¬личный; д) изолированный.

14. Цивилизация – это ...?

а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.

15. Оппозиция – это ...?

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) ре¬шение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу является ...?

а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и ....?

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция – это...?

а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и...?

а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм; д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в пра¬вах – это...?

а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действие; д) эмансипация.

Ключ к субтесту «Осведомленность 1»

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

2

6

5

11

1

16

4

2

2

7

3

12

2

17

4

3

3

8

2

13

4

18

5

4

3

9

4

14

5

19

1

5

3

10

1

15

1

20

1

Результат решения обследуемым субтеста «Осведомленность 1»

Субтест

Балл

%

Осведомленность 1

20

100

Описание и примеры набора заданий № 2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выб¬рать можно только одно слово.

Пример.

Век – а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Пра¬вильный ответ – «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример.

Прогноз – а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причи¬на. Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и должно быть подчеркнуто.

Набор заданий № 2-А

1. Прогрессивный – а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.

2. Аннулирование – а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.

3. Идеал – а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

4. Аргумент – а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.

5. Миф – а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.

6. Аморальный – а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.

7. Анализ – а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.

8. Эталон – а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.

9. Сферический – а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.

10. Социальный – а) принятый; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.

11. Гравитация – а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.

12. Аграрный – а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.

13. Экспорт – а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.

14. Эффективный – а) необходимый; б) действенный; в) реши¬тельный; г) особый.

15. Радикальный – а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.

16. Негативный – а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.

17. Мораль – а) этика; б) развитие: в) способность; г) право.

18. Модифицировать – а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.

19. Субъективный – а) краткий; б) общественный; в) личный; г) скрытый.

20. Сентиментальный – а) поэтический; б) чувствительный; в) ра¬достный; г) странный.

Ключ к субтесту «Осведомленность 2»

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

2

6

4

11

1

16

4

2

2

7

2

12

2

17

1

3

4

8

4

13

3

18

3

4

1

9

2

14

2

19

3

5

3

10

4

15

1

20

3

Результат решения обследуемым субтеста «Осведомленность 2»

Субтест

Балл

%

Осведомленность 2

20

100

Описание и примеры набора заданий № 3

Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть.

Пример.

Песня : композитор = самолет : ?

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель. Правильный ответ – «конструктор». Поэтому это слово должно быть подчеркнуто.

Следующий пример.

Добро : зло = день : ?

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Набор заданий № 3-А

1. Глагол : спрягать = существительное : ?

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

2. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.

3. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ?

а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.

4. Роза : цветок = капиталисты : ?

а) эксплуатация: б) рабочие; в) капиталисты; г) класс; д) фабрика.

5. Холодно : горячо = движение : ?

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.

6. Слагаемое : сумма = сомножители : ?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

7. Числительное : количество = глагол : ?

а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи, д) спрягать.

8. Растение : стебель = клетка : ?

а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

9. Молния : свет - явление тяготения : ?

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес, д) Земля.

10. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

11. Север : юг = осадки : ?

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

12. Первобытнообщинный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

13. Горы : высота = климат : ?

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.

14. Старт : финиш = пролог : ?

а) заголовок; 6) введение: в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

15. Война : смерть = частная собственность : ?

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепост¬ные крестьяне.

16. Диаметр : радиус = окружность : ?

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

17. Колумб : путешественник = землетрясение : ?

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жерт¬вы; д) природное явление.

18. Папоротник : спора = сосна : ?

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

19. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метео¬служба.

20. Рабовладельцы : буржуа = рабы : ?

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

21. Молоток : забивать = генератор : ?

а) соединять; 6) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.

22. Прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.

23. Эпителий : ткань = аорта : ?

а) сердце; 6) внутренний орган; в) артерия; г) вена: д) кровь.

24. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность;

л) феодальный строй.

25. Роман : глава = стихотворение : ?

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

Ключ к субтесту «Аналогии»

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

4

6

4

11

5

16

1

21

2

2

2

7

5

12

3

17

4

22

4

3

5

8

2

13

5

18

1

23

1

4

3

9

1

14

3

19

1

24

3

5

4

10

2

15

5

20

3

25

2

 

Исключение составляет оценка результатов субтеста обобщения.

Оценку 2 балла - получают обобщения, совпадающие с ключом.

Например

Категории

Ответ

Оценка

Стойкость – мужество

Положительные черты характера

2 балла

Канал – плотина

Искусственные водные сооружения

2 балла

 

Более широкие, по сравнению с приведенными, категориальные обобщения оцениваются в 1 балл.

Например

Категории

Ответ

Оценка

Ботаника - зоология

науки

1 балл

 

В данном ответе испытуемый не привел уточняющие признаки данных наук

Оценкой 1 балл оцениваются также правильные ответы, но более узкие, частные обобщения

Например

Категории

Ответ

Оценка

Классицизм - реализм

литературные направления

1 балл

 

Правильнее сказать - направление в искусстве, художественный стиль.

Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Результат решения обследуемым субтеста «Аналогии»

Субтест

Балл

%

Аналогии

25

100

Описание и примеры набора заданий № 4

Вам предложены пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример.

а) тарелка; б) чашка; в) стол: г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье – мебель. Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример.

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; б) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» - покоя. Поэтому подчеркнуто слово «сидеть».

Набор заданий № 4-А

1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.

2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

3. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.

4. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

5. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремеслен¬ник.

6. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.

7. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.

8. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; л) художе¬ственное ремесло.

9. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

10. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) ино¬сказание.

11. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; л) кисть.

12. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) раз¬множение.

13. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.

14. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

15. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.

16. а) Куба; 6) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.

17. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.

18. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

19. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.

20. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

Ключ к субтесту «Классификации»

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

2

6

1

11

2

16

2

2

1

7

3

12

2

17

3

3

5

8

3

13

2

18

4

4

1

9

5

14

4

19

4

5

1

10

4

15

3

20

3

 

Результат решения обследуемым субтеста «Классификации»

Субтест

Балл

%

Классификации

20

100

Описание и примеры набора заданий № 5

Вам предлагаются два слова, нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример.

Ель — сосна.

Правильным ответом будет: «Хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример.

Дождь — град.

Правильным ответом будет «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий № 5-A

1. Сказка — былина.

2. Атом — молекула.

3. Ботаника — зоология.

4. Мозаика — икона.

5. Азия — Африка.

6. Ампер — вольт.

7. Сердце — артерия.

8. Копенгаген — Манагуа.

9. Феодализм — капитализм.

10. Стойкость — мужество.

11. Канал — плотина.

12. Сумма — произведение.

13. Жиры — белки.

14. Облачность — осадки.

15. Газ — жидкость.

16. Наука — искусство.

17. Цунами — ураган.

18. Классицизм — реализм.

19. Иносказание — описание.

Варианты ответов на задания субтеста 5. Форма Б (обобщение)

ОЦЕНКИ, БАЛЛЫ

2

1

0

1

Устное народное творчество

 

 

2

Мельчайшие частицы вещества, состав веществ, составные части вещества

 

 

3

Биология – наука о живой природе

 

 

4

Изобразительное искусство, произве-дение изобразительного искусства

 

 

5

Части света

Материки, континенты

Страны, Восточное полушарие

6

Электрические единицы измерения

 

 

7

Органы кровообращения, кровооб-ращение

Органы, части органов

Человек, части тела

8

Столицы

 

 

9

Общественный строй, социально-эконо-мическая формация

 

 

10

Положительные черты характера

 

 

11

Искусственные водные сооружения, водные сооружения

Хранилища воды, водоснабжение

Вода, канал

12

Результаты математических действий

 

 

13

Органические вещества

 

 

14

Атмосферные явления, климатичес-кие (погодные) явления

 

 

15

Агрегатное состояние вещества

Вещества, состояние

Числа, физика

16

Культура

 

 

17

Стихийное бедствие

Стихия, бедствия, природные явления

Разрушение, смерть

18

Направление в искусстве, художест-венный стиль

 

 

19

Литературные приемы

 

 

Результат решения обследуемым субтеста «Обобщение»

Субтест

Балл

%

Обобщение

38

100

Варианты ответов на задания субтеста 5 Форма Б (обобщение)

ОЦЕНКИ, БАЛЛЫ

2

1

0

1

Части света

Материки, континенты

Страны, Восточное полушарие

2

Состояние вещества

Вещества, состояние

Числа, физика

3

Внутренние органы

Органы, части органов

Человек, части тела

4

Математические действия

Действия, арифметические действия

Уменьшение, математика

5

Столицы

Города

Страны, острова

6

Социальный строй, общественно-экономическая формация

Эпохи развития государства

Классы

7

Органы чувств

Органы, органы головы

Описание лица, лицо

8

Разделы математики, математические науки, математика

Науки, школьные предметы

Школа

9

Характеристики электрического тока

Физические величины, электричество

Физика, зависят одно от другого

10

Отрицательные черты характера

Черты человека, черты характера, характер

Измена, вред, чувства

11

Средства угнетения, орудия угнетения

Власть, управление

Религия, отделены друг от друга

12

Стихийное бедствие

Стихия, бедствия, природные явления

Разрушение, смерть

13

Ручное производство, способы производства с ручным трудом

Производство, предприятие

Завод, фабрика

14

Искусственные водные сооружения

Хранилища воды, водоснабжение

Вода, канал

15

Проза, прозаические произведения

Литература, литературные произведения

Сказание, повесть

16

Характеристики погоды

Погода, явления погоды

Прогноз, циклон

17

Социальные изменения, социальные преобразования

Изменение, обновление, переворот

Исправление, событие, история

18

Способы размножения

Размножение, растение

Зерновые культуры, семена

19

Литературные приемы

Литературные термины, литература

Предположение, иносказание

 

Задания субтеста № 6. Вариант – А

Предлагаем Вам ряды чисел, расположенных по определен¬ному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример. 2 4 6 8 ...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующее число будет 10. Его и нужно записать.

Следующий пример.

9 7 10 8 11 9 12 ...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его Вам и нужно написать.

Набор заданий № 6-А

Ключ к субтесту «Числовые ряды»

Ответ

Ответ

Ответ

1

24

6

24

11

92

2

3

7

17

12

4

3

11

8

64

13

5

4

7

9

37

14

2

5

36

10

49

15

4

 

Результат решения обследуемым субтеста «Числовые ряды»

Субтест

Балл

%

Числовые ряды

15

100

 

3. Количественная и качественная обработка результатов тестирования.

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

За правильное решение каждого задания субтеста 1, 2, 3, 4, 6 испытуемому начисляется 1 балл.

Исключение составляет подсчет результатов по субтесту № 5 – Обобщение. Обработка результатов данного субтеста автоматизирована лишь частично. Оценку 2 балла – получают обобщения, совпадающие с ключом. Более широкие, по сравнению с приведенными, категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, ответ "науки" в случае задания "Ботаника - зоология". Оценкой 1 балл оцениваются также правильные ответы, но более узкие, частные обобщения. Например, ответ в задании 18 ("Классицизм - реализм") "литературные направления". Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100% выполнения пятого набора заданий.

Ответы испытуемого сравниваются с ограниченным набором вариантов, поэтому всегда есть возможность не учесть правильный ответ. Чтобы избежать этого, после проведения теста экспериментатор должен проконтролировать обработку данного субтеста в режиме БЛАНК.

Компьютер не оценивает неопознанные ответы, и в карте ответов они будут помечены прочерком "-". Именно эти ответы и нужно оценить, пользуясь ключом, который вместе с ответом дается там же.

После подсчета результатов проводится их количественный и качественный анализ.

Количественная оценка (по тесту и субтестам) выводится пу¬тем подсчета количества правильно выполненных заданий. Имеет¬ся специально разработанная схема представления количест-вен¬ных результатов ШТУР.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Результаты решения заданий по каждому субтесту сравниваются с ключом, в соответствии с вариантами форма А или форма Б.

Ключ к методике ШТУР (форма А)

Варианты ответов на задания субтеста 5. ФОРМА А (обобщение)

ЗАДАНИЕ на обобщение

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Сказка — былина

1. Устное народное творчество

2. Атом — молекула

2. Мельчайшие частицы вещества, состав веществ, составные части вещества

3. Ботаника — зоология

3. Биология – наука о живой природе

4. Мозаика — икона

4. Изобразительное искусство, произведение изобразительного ис­кусства

5. Азия — Африка

5. Части света

6. Ампер — вольт

6. Электрические единицы измерения

7. Сердце — артерия

7. Органы кровообращения, кровообращение

8. Копенгаген — Манагуа

8. Столицы

9. Феодализм — капитализм

9. Общественный строй, строй, социально-экономическая формация

10. Стойкость — мужество

10. Положительные черты характера

11. Канал — плотина

11. Искусственные водные сооружения, водные сооружения

12. Сумма — произведение

12. Результаты математических действий

13. Жиры — белки

13. Органические вещества

14. Облачность — осадки

14. Атмосферные явления, климатические (погодные) явления

15. Газ — жидкость

15. Агрегатное состояние вещества, состояние вещества

16. Наука — искусство

16. Культура

17. Цунами — ураган

17. Стихийное бедствие

18. Классицизм — реализм

18. Направление в искусстве, художественный стиль

19. Иносказание — описание

19. Литературные приемы

Главное значение имеет качественный анализ результатов, поскольку с его помощью дается психологи¬ческая интерпретация выполненных и невыполненных заданий. Особое внимание обра-щается на то, какой содержательный со¬став заданий является более или менее предпочтительным для уче¬ника, какие логические операции наиболее или наименее освоены, каков характер типичных ошибок при выполнении разных зада¬ний и т.п.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СУБТЕСТОВ

Он осуществляется на основе соотнесения результатов ответов испытуемого с разными областями знаний, школьными предметами, типами логических связей.

Качественный анализ тестовых проводится по следующим направлениям:

А. Для набора заданий 3 выявляются: а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид – род, причина – следствие, часть – целое, про¬тивоположность, функциональные связи; б) типичные ошибки при установлении логичес-ких связей; в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста (литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический).

Б. Для набора заданий 4 устанавливаются: а) задания какого содержа¬ния выполняются лучше, а какого хуже; б) задания какого типа — с конкретными или абстрактными понятиями выполня-ются – хуже, провоцируют большее количество ошибок.

В. В наборе заданий 5 выявляются: а) характер типичных обобщений (по конкретному, видо-вому, категориальному признакам); б) харак¬тер типичных ошибок и на каких понятиях (абстракт-ных или конкретных), а также на каком содержании они возникают.

Субтест 1. Осведомленность 1

Отнесенностъ заданий к разным областям знаний:

Общественно-политическая – №№ 2, 4. 7, 13, 17, 18. 20.

Научно-культурная – .№№ 1,3. 5, 6, 8, 9, 19, 11, 12, 14, 15, 16, 19.

Субтест 2. Осведомленность 2

Отнесенность заданий к разным областям знаний:

Общественно-политическая – №№ 2, 3, 9, 11, 13. 14, 15.

Научно-культурная – №№1,4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 16, 17, 18,19, 20.

Субтест 3. Аналогия

Отнесенность заданий к разным школьным предметам:

Литература, русский язык – №№ 3, 7, 11, 14, 18.

Математика, физика – №№ 1, 8, 10, 12, 15, 17, 22.

История – №№ 2, 9, 13, 19. 25.

Биология – №№ 5, 16, 21, 23.

География – №№ 4. 6, 19, 4.

Отнесенность задании к разным типам логических связей:

Род – вид – №№ 4, 11, 13, 15, 16.

Часть – целое – №№ 10, 18, 23.

Причина – следствие – №№ 9, 12, 20. 21.

Противоположность – №№ 1, 6, 14, 25.

Порядок следования – №19.

Рядоположенность – № 2

Функциональные отношения – №№ 3, 5, 7, 8, 17, 22. 24.

Субтест 4. Классификация

Отнесенность заданий к разным школьным предметам:

Литература, русский язык – №№ 1: 3, 8, 15, 19.

Математика, физика – №№ 4, 5, 11, 18.

История – №№ 6, 7. 16, 20.

Биология – №№ 9, 13, 21.

География – №№ 2, 10, 12, 14.

Задания с абстрактными понятиями – №№ 3, 4, 8, 15, 20, 21.

Смешанные задания – №№ 2, 11, 12, 14, 16.

Задания с конкретными понятиями – №№ 1, 5, 6, 7, 9, 1.0. 13,18, 19.

Субтест 5. Обобщение

Отнесенность заданий к разным школьным предметам:

Литература, русский язык – №№ 10, 15, 19.

Математика, физика – №№ 2, 4, 8, 9.

История – №№ 6, 11, 13, 17.

Биология – №№ 3. 7, 18.

География – №№ 1, 5, 12, 14, 16.

Качественный анализ

Интерпретация результатов обследования.

На основе количественного и качественного анализа результатов тестирования испытуемого школьный психолог устанавливает:

– какие школьные предметы, типы логических связей, категории и понятия усвоены лучше, какие – хуже; какой смысл и содержание вкладывает в основные (абстрактные и конкретные) понятия, какие типичные ошибки допускает испытуемый;

– насколько совершенным является словарный запас испытуемого, насколько он соответствует или не соответствует школьной тематике;

– насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, обобщать и ограничивать понятия, самостоятельно находить отношения между ними, понимать значение и соотношение родовых и видовых категорий, части и целого, выявлять существенные и несущест-венные признаки, делать выводы.