Приложение 5

Краткий ориентировочный (или отборочный) тест (КОТ)

Относится к категории психодиагностических тестов общих умственных способностей (IQ).

Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида.

В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций. Многие интеллектуальные тесты валидны по отношению к академической успеваемости и часто разрабатываются и применяются для тестирования способности к обучению. Такие тесты используются в качестве рекомендательных процедур при предварительном отборе. Обучаемость - это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью.

КОТ является адаптацией теста Э.Ф. Вандерлика, который уже много лет широко используется для отбора персонала за рубежом. По данным А. Анастази, "несмотря на краткость, надежность теста вполне удовлетворительная" . Вместе с тем, "выполнение теста Вандерлика сильно зависит от уровня образования".

Для преодоления этой трудности Вандерликом были получены и опубликованы в 1972 году нормы для 81 вида профессиональной деятельности, с учетом уровня образования, возрастных

(от 15 до 44 лет), половых и региональных (10 географических регионов) различий испытуемых. Для вычисления указанных норм было обследовано 38500 человек.

Существующая система подготовки специалистов практически исключает возможность индивидуального подхода. У обучающего нет возможности перестраивать учебную программу в соответствии с особенностями каждого обучаемого. Следовательно, возникает проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

В настоящее время существует два основных подхода к разработке тестов для конкурсного, а также профессионального отбора и для аттестации учащихся и специалистов: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.

Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта:

- способность обобщения и анализа материала;

- гибкость мышления;

- инертность мышления, переключаемость;

- эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость;

- скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания;

- употребление языка, грамотность;

- выбор оптимальной стратегии, ориентировка;

- пространственное воображение.

Тест имеет единственный интегральный показатель – количество правильно решенных задач, который является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.

Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.

Оценка результата теста ведется путем сравнения с медианной нормой для данной группы специалистов. Если результат испытуемого равен или выше медианы, то он может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо распределен в ту или иную учебную группу.

Нормы, полученные в США для 12-мин. теста Вандерлика:

Администраторы - 30 правильных ответов

Инженеры - 29

Программисты - 28

Бухгалтеры - 28

Управляющие - 27

Секретари - 25

Клерки - 25

Охранники - 8

По сравнению с тестом Вандерлика, КОТ имеет более длительное время предъявления –

15 минут. Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-й класс общеобразовательной школы (12–13 лет).

Медианные нормы теста КОТ.

Начальники отделов, лабораторий - 27

Управленцы (аппарат) - 25

Студенты университета: - 28

- мужчины - 29

- женщины - 27

Студенты (электроника) - 24

Инженеры электросвязи - 21

Школьники (6 класс): - 15

- мальчики - 16

- девочки - 14

Инструкция. Вам предлагается ряд простых заданий. Прежде чем приступить к их выпол-нению внимательно ознакомьтесь с данной инструкцией. Ниже приводятся образцы заданий и правильные ответы на них:

БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – тяжелый; 2 – упругий; 3 – скорый; 4 – легкий; 5 – медленный.

_______________Ответ: 5_______________

Бензин стоит 44 коп. за литр. Сколько стоят 2.5 литра?

_______________Ответ: 110______________

МИНЕР - МИНОР. Эти два слова являются:

1 – сходными; 2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

_______________Ответ: 3________________

Тест, который будет Вам предложен, содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается

15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на Ваши вопросы отвечать не будут. Если Вы в группе, то начинайте по команде, если нет - то по готовности. Через 15 минут выполнение теста будет остановлено.

Задания.

1. Одиннадцатый месяц года – это:

1 – октябрь; 2 – май; 3 – ноябрь; 4 – февраль.

2. Суровый является противоположным по значению слову:

1 – резкий; 2 – строгий; 3 – мягкий; 4 – жесткий; 5 – неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 – определенный; 2 – сомнительный; 3 – уверенный; 4 – доверие; 5 – верный.

4. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н.э.» означает: «нашей эры» или «новой эры»?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 – нет; 2 – звонить; 3 – болтать; 4 – слушать; 5 – говорить.

6. Слово безукоризненный является противоположным по своему значению слову:

1 – незапятнанный; 2 – непристойный; 3 – неподкупный; 4 – невинный; 5 – классический.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову жевать, как слово обоняние – к слову нос?

1 – сладкий; 2 – язык; 3 – запах; 4 – зубы; 5 – чистый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.G        Sharp M.C.

Filder E.H.         Filder E.N.

Connor V.G.      Conner M.G.

Woesner O.W.   Woemer O.W.

Soderquist P.E.  Soderquist B.E.

9. Ясный является противоположным по СМЫСЛУ слову:

1 – очевидный; 2 – явный; 3 – недвусмысленный; 4 – отчетливый, тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за каждый автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова стук и сток имеют:

1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 коп. Сколько стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих шести пар чисел являются полностью оди¬наковыми?

5296 5296

66986         69686

834426       834426

7354256     7354256

61197172   61197172

83238324   83238234

14. Близкий является противоположным слову:

1 – дружеский; 2 – приятельский; 3 – чужой; 4 – родной; 5 – иной.

15. Какое число является наименьшим?

6 0,7 9 36 0,31 5

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа за¬пишите две последние буквы последнего слова:

есть соль любовь жизнь

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в X paз больше, чем второй. Сколько рыб поймал второй рыбак?

19. Восходить и возродить имеют:

1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы ПОЛУЧИЛОСЬ утверждение. Если оно правильно, то ответом будет - П, если неправильно - Н:

Мхом, обороты, камень, набирает, заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глазу.

22. Какое число должно стоять вместо знака "?"

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 – июне; 2 – марте; 3 – мае; 4 – ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно. Боре столько же лет, сколько Маше, Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят два рубля. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 коп?

28. Расстилать и растянуть. Эти два слова: 1 – схожи по смыслу; 2 – противоположны; 3– ни схожи, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы после сложения их вместе, получился квадрат.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей, Маша поздоровалась с Да¬шей. Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3% Сколько стоил автомо¬биль во время продажи?

32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась трапеция (равнобедренная).

33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – подобны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны. Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Увеличивать и расширять. Эти слова: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен. Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 доллара. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что две дюжины испор¬тятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в I/3 закупочной цены?

38. Претензия и претециозный. Эти два слова по своему значению: 1 – сходны; 2 –противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 руб., то сколько килограммов картошки можно было бы купить за 50 коп?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6.

41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:

1 сходными; 2 – противоположными; 3 – ни сходными, ни противоположными.

42. Сколько соток составляет участок размерами 70м х 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: I - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие – дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12 1/2 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы поставили на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14.

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 р., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль соста¬вит 2400 рублей, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделе¬на пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. «Куй железо, пока горячо».

2. «Один в поле не воин».

3. «Лес рубят - щепки летят».

4. «Не все то золото, что блестит».

5. «Не по виду суди, а по делам гляди».

48. Значение следующих фраз: 1 – сходно; 2 – противоположно; 3 – ни сходно, ни противоположно.

«Лес рубят - щепки летят». «Большое дело не бывает без потерь».

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других:

50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице уменьшается 900 слов, меньшего размера - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

КЛЮЧИ (КОТ)