Приложение 4

МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК»

(ДДО) Е. А. КЛИМОВА

Литература

1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара "БАХРАР", 1998.

2. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск. "ПЕТРОКОМ", 1992.

3. Психология личности. Тесты, опросники, методики. – М. "ГЕЛИКОН№, 1995.

К теоретической концепции.

В психологии убедительно показано, что частные, отдельные представления, образы – регуля-торы поведения и деятельности в конечном счете возникают не иначе как в контексте целостного образа мира, сформировавшегося к данному моменту у данного человека; формируются как "актуализированная часть" целостного образа мира. Образ профессий – это малая составная часть «образа мира» профессионала.

1. Сущность методики и процедура обследования.

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с класси-фикацией типов профессии Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятель-ности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция. «Предположим, что после соответствую¬щего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1

2

3

la. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регу-лировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы схемы, программы для вы-числительных машин

3а. Следить за качеством книжных ил-люстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать мате­риалы (дерево, ткань, ме­талл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламиро-вать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги, концерты (или пьесы)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в вы-полнении каких-либо действий (трудовых, учеб-ных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения или на­страивать музыкальные инстру-менты

или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нуж-ные им сведе­ния (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику)

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, табли-цах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11a. Выводить новые виды растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий(машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказы-вать, поощрять

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

1За. Наблюдать, изучать работу круж-ков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицин-ские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изоб-ражать события наблюдаемые и пред-ставляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблю-даемых явлениях, событиях, измеряемых объек-тах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17a. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверст-ников или (младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы).

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

2. Особенности обработки и интерпретации результатов обследования.

КЛЮЧ

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из

5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуе-мому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1) «человек – природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2) «человек – техника» – все технические профессии;

3) «человек – человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4) «человек – знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5) «человек – художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго думать, и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачиты-вать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, в том случае, если экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

По выраженности склонностей в какой-либо области можно косвенно судить о возможных способностях личности в этой области.

Результаты тестирования отразить на гистограмме

СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ