Приложение 3

ТЕСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ "КАРТА ИНТЕРЕСОВ"

Литература

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., ВЛАДОС, 1996., с. 237.

Тест предназначен для изучения познавательных интересов испытуемого в связи с задачами профориентации.

Для проведения исследования в бланковом варианте потребуется карта интересов – вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29-и сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок.

В компьютерном варианте 198 вопросов, и изучаются интересы в 33 сферах деятельности.

Сферы деятельности

1. Биология

2. География

3. Геология

4. Медицина

5. Сельское хозяйство

6. Лесное хозяйство

7. Легкая промышленность

8. Пищевая промышленность

9. Физика

10. Химия

11. Астрономия

12. Техника

13. Электро- и радиотехника

14. Металлообработка

15. Деревообработка

16. Строительство

17. Транспорт 18. Авиация и морское дело

19. Военные специальности

20. История

21. Литература, филология

22. Журналистика

23. Общественная, политическая деятельность

24. Педагогика

25. Право, юриспруденция

26. Сфера обслуживания

27. Математика

28. Экономика, финансы

29. Иностранные языки

30. Изобразительное искусство

31. Сценическое искусство

32. Музыка

33. Физкультура и спорт

Заполнение ответного бланка может выполняться индивидуально или в группе.

Инструкция испытуемому. «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем говорится в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится – один плюс, если не знаете, сомневаетесь – ноль, если не нравится – один минус, а если совсем не нравится – два минуса. Время заполнения листа не ограничивается.

Вопросник к тесту «Карта интересов»

Ответьте на вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

ВЫБОР:

+2 очень люблю

+1 нравится

0 сомневаюсь

-1 не нравится

-2 терпеть не могу

 

1. Читать книги или смотреть телепередачи о жизни животных и растений.

2. Уроки по географии, чтение учебника по географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

6. Читать о лесе.

7. Уроки домоводства или домашние занятия по домоводству.

8. Готовить дома обед.

9. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

10. Читать об открытиях в области химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

11. Читать книги или статьи по астрономии.

12. Читать технические журналы (например, "Техника молодежи", "Юный техник" и т.п.).

13. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

14. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

15. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

16. Узнавать о достижениях в области строительства.

17. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобиль-ного, железнодорожного и т.д.)

18. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

19. Знакомиться с военной техникой.

20. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

21. Читать произведения классиков мировой литературы.

22. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

23. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

24. Читать книги о работе воспитателя, учителя, организатора.

25. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

26. Заботиться о порядке в вещах, в помещении, в котором Вы учитесь, живете, работаете.

27. Читать книги типа "Занимательная математика", "Математический досуг" и т.п.

28. Изучать экономическую географию.

29. Изучать иностранные языки.

30. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

31. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, собирать их фотографии.

32. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

33. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.

34. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

35. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве, узнавать о геогра-фических открытиях.

36. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

37. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

38. Изучать ботанику.

39. Проводить время в лесу.

40. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности, знакомиться с изготовле-нием промышленных товаров.

41. Работать кулинаром, кондитером, поваром и т.п.

42. Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят" и т.п.

43. Наблюдать за химическими явлениями в природе, cтавить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

44. Смотреть телепередачи о космонавтах.

45. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи на эту тему, читать статьи в газетах).

46. Посещать радиотехнические кружки.

47. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

48. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

49. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

50. Читать популярную литературу о средствах передвижения.

51. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.

52. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

53. Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.

54. Читать литературно-критические статьи.

55. Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.

56. Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране, за рубежом.

57. Помогать товарищам выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.

58. Справедливо оценить поступок друга, знакомого или литературного героя.

59. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.

60. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни и дея-тельности выдающихся математиков.

61. Интересоваться проблемами экономики.

62. Читать художественную литературу на иностранном языке.

63. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

64. Посещать театр.

65. Слушать оперную или симфоническую музыку.

66. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи.

67. Посещать биологический кружок.

68. Заниматься в географическом кружке.

69. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.

70. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезни и способы лечения.

71. Выращивать животных и ухаживать за ними.

72. Собирать гербарий.

73. Знакомиться со швейным производством.

74. Заниматься приготовлением своих фирменных блюд, печь, готовить что-либо необычное.

75. Проводить опыты по физике.

76. Готовить химический раствор, взвешивать реактивы.

77. Наблюдать за небесными светилами.

78. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, велосипеды, швейные машины, часы и др.).

79. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, ампер-метром), производить разнообразные расчеты.

80. Мастерить различные предметы и детали из металла.

81. Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

82. Проектировать, выполнять чертежи различных построек.

83. Посещать кружок юных железнодорожников или автолюбителей.

84. Участвовать в секции парашютистов, кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов.

85. Заниматься в стрелковой секции.

86. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

87. Писать классные и домашние сочинения по литературе.

88. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

89. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело.

90. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо.

91. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

92. Наблюдать за работой продавца, официанта.

93. Заниматься в математическом кружке.

94. Изучать вопросы экономического развития предприятия, фирмы, узнавать о новых дости-жениях в области финансирования и учета на предприятии.

95. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

96. Посещать музеи, художественные выставки.

97. Выступать на сцене перед зрителями.

98. Играть на одном из музыкальных инструментов.

99. Играть в спортивные игры.

100. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

101. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

102. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

103. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах, травмах и пр.

104. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

105. Сажать деревья и ухаживать за ними.

106. Посещать кружок по кройке и шитью, шить или вязать себе и членам семьи.

107. Посещать кружок кулинаров.

108. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

109. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.

110. Посещать планетарий.

111. Моделировать самолеты, корабли и др.

112. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.

113. Уроки труда в школьных мастерских.

114. Участвовать в кружке "Умелые руки" или в столярном кружке.

115. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

116. Смотреть за соблюдением правил движения пешеходов и транспортных средств.

117. Участвовать в секции гребцов, яхтсменов, аквалангистов, в бригаде по спасению утопаю-щих и т.п.

118. Участвовать в военизированных играх.

119. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.

120. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

121. Вести личный дневник.

122. Выступать в классе с сообщениями на политическую тему.

123. Выполнять работу вожатого.

124. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.

125. Давать советы знакомым при покупке одежды.

126. Решать сложные задачи по математике.

127. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.

128. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

129. Заниматься в художественном кружке.

130. Участвовать в школьной театральной самодеятельности.

131. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

132. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

133. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

134. Участвовать в географической экспедиции.

135. Участвовать в геологической экспедиции.

136. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их страдания.

137. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

138. Быть членом общества охраны природы.

139. Посещать выставки изделий легкой промышленности.

140. Участвовать в выставках, конкурсах кулинарных и кондитерских работ или посещать их.

141. Участвовать в физических олимпиадах.

142. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

143. Участвовать в работе астрономического кружка.

144. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.

145. Разбираться в сложных радиосхемах.

146. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

147. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

148. Принимать посильное участие в строительных работах.

149. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса, автобуса и т.п.

150. Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.

151. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

152. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

153. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

154. Анализировать явления и события жизни.

155. Подготавливать и проводить классные собрания, школьные сборы.

156. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

157. Помогать в работе милиции.

158. Постоянно общаться с различными людьми.

159. Участвовать в математических олимпиадах.

160. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

161. Беседовать с друзьями на иностранном языке.

162. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

163. Посещать театральный кружок.

164. Участвовать в музыкальных конкурсах.

165. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

166. Проводить опыты на растениях или животных.

167. Производить топографические съемки местности.

168. Участвовать в длительных трудных походах, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

169. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

170. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

171. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

172. Работать на предприятии легкой промышленности (швеей, закройщицей и т.д.).

173. Узнавать или придумывать новые рецепты приготовления блюд.

174. Решать сложные задачи по физике.

175. Работать на химическом производстве.

176. Собирать сведения о других планетах.

177. Участвовать в выставках технического творчества.

178. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

179. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

180. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

181. Работать в строительной бригаде.

182. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила дорожного движения.

183. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

184. Быть военным инженером или командиром.

185. Ходить в походы по историческим местам.

186. Писать рассказы, сочинять стихи и т.п.

187. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

188. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

189. Организовывать игры или праздники для детей.

190. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).

191. Оказывать людям различные услуги.

192. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

193. Работать в области управления, финансирования, экономики предприятий.

194. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

195. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

196. Играть на сцене или сниматься в кино.

197. Быть музыкантом, композитором или преподавателем музыки.

198. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка результатов

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положи-тельных от¬ветов.

Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:

• высшая степень от¬рицания — от —12 до —6,

• интерес отрицается — от —5 до —1,

• интерес выражен слабо — от +1 до +4,

• выраженный интерес — от +5 до +7,

• ярко выраженный интерес — от +8 до +12.

Ключи к методике «Карта интересов»

1. Биология ...................1,34,67,100,133,166

2. География ..................2,35,68,101,134,167

3. Геология ...................3,36,69,102,135,168

4. Медицина ...................4,37,70,103,136,169

5. Сельское хозяйство .........5,38,71,104,137,170

6. Лесное хозяйство ...........6,39,72,105,138,171

7. Легкая промышленность ......7,40,73,106,139,172

8. Пищевая промышленность .....8,41,74,107,140,173

9. Физика .....................9,42,75,108,141,174

10. Химия .....................10,43,76,109,142,175

11. Астрономия ................11,44,77,110,143,176

12. Техника ...................12,45,78,111,144,177

13. Электро- и радиотехника ...13,46,79,112,145,178

14. Металлообработка ..........14,47,80,113,146,179

15. Деревообработка ...........15,48,81,114,147,180

16. Строительство .............16,49,82,115,148,181

17. Транспорт .................17,50,83,116,149,182

18. Авиация и морское дело ....18,51,84,117,150,183

19. Военные специальности .....19,52,85,118,151,184

20. История ...................20,53,86,119,152,185

21. Литература, филология .....21,54,87,120,153,186

22. Журналистика ..............22,55,88,121,154,187

23. Общественная, политическая деятельность..............23,56,89,122,155,188

24. Педагогика ................24,57,90,123,156,189

25. Право, юриспруденция ......25,58,91,124,157,190

26. Сфера обслуживания ........26,59,92,125,158,191

27. Математика ................27,60,93,126,159,192

28. Экономика, финансы ........28,61,94,127,160,193

29. Иностранные языки .........29,62,95,128,161,194

30. Изобразительное искусство .30,63,96,129,162,195

31. Сценическое искусство .....31,64,97,130,163,196

32. Музыка ....................32,65,98,131,164,197

33. Физкультура и спорт .......33,66,99,132,165,198

АНАЛИЗИРУЯ полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одина-ковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выра¬женным интересам соответствуют те их них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов.

При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, учитывать сферы с наиболь-шим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые обследуемым.