Приложение 2

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Литература

Психология личности. Тесты, опросники, методики. – М, ГЕЛИКОН, 1995. С. 150-155.

1. Концептуальная позиция М. Рокича, лежащая в основе методики изучения ценностных ориентаций

Система ценностных ориентации определяет со¬держательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизнен¬ной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

2. Процедура обследования

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а кар¬точки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные резуль¬таты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция. «Вам предложен список ценностных ориентаций 2-х типов: «ценности-цели» и «ценности-средства». Разложите карточки по порядку значимости для Вас или заполните свободные графы таблицы, оценив каждую ценность по следующим критериям:

* степень важности для вас данной ценности (оцените в процентах по отношению к полному овладению данной ценностью), и подумайте почему;

* степень овладения данной ценностью в настоящее время (оцените в процентах по отноше-нию к полному овладению);

* факторы, способствующие достижению цели (овладению ценностью);

* факторы, препятствующие достижению цели.

Одновременно, попробуйте ответить себе на следующие вопросы:

* «Какие из предложенных ценностей для меня самые важные?»

* «Как бы заполнил таблицу человек, достигший, с Вашей точки зрения, почти совершенства?»

* «Как заполнили бы такую таблицу большинство людей?

* «Как заполнили бы Вы эту таблицу через 10 лет, через 20...?»

* «Как заполнили бы таблицу интересующие Вас люди?»

Если каждая ценность написана на отдельной карточке, то внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Стимульньй материал

Список А (терминальные ценности, или ценности-цели):

Ранг

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

- здоровье (физическое и психическое)

- интересная работа

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

- наличие хороших и верных друзей

- общественное признание (уважение окружаю­щих, коллектива, товарищей по работе)

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

- развитие (работа над собой, постоянное физи­ческое и духовное совершенствование)

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязан-ностей)

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

- счастливая семейная жизнь,

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, чело­вечества в целом)

- творчество (возможность творческой деятель­ности)

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Список Б (инструментальные ценности, или ценности-средства):

Ранг

- аккуратность (чистоплотность), умение содер­жать в порядке вещи, порядок в делах

- воспитанность (хорошие манеры)

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

- жизнерадостность (чувство юмора)

- исполнительность (дисциплинированность)

- независимость (способность действовать самос­тоятельно, решительно)

- непримиримость к недостаткам в себе и других

- образованность (широта знаний, высокая общая культура)

- ответственность (чувство долга, умение держать слово)

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рацио-нальные решения)

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

- твердая воля (умение, настоять на своем, не отступать перед трудностями)

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

- честность (правдивость, искренность)

- эффективность в делах (трудолюбие, продук­тивность в работе)

- чуткость (заботливость)

 

Достоинством методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьиро¬вать – как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориен¬таций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и поз¬воляют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжи¬ровать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большин¬ство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

«..................через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытать¬ся уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Анализ результатов

Проанализируйте Ваши оценки важности различных ценностных ориентаций и постарайтесь сделать выводы:

• Какая выявилась система приоритетных ценностей, например, «эстетические», «власть», «добро», «истина», «благополучие», «творчество» и так далее, которым Вы отдаете явное предпочтение?

• Какие обнаружились отвергаемые ценности, почему они не признаются Вами?

• Относятся главные ценности к конкретным или довольно абстрактным понятиям?

• Значительно ли расходятся желаемый и реальный уровень овладения ценностями?

• Считаете ли Вы, что владеете более широкой системой ценностей, чем близкие люди или большинство людей?

• Не обнаружилась ли несформированность системы ценностей (отсутствие закономерностей в оценках, противоречивость ответов, низкая степень важности большинства ценностей)?