Предмет труда

Предмет труда, исходный материал наиболее четко и определенно фиксируется документами, традициями, прежде всего в профессиях материального производства.

Но есть виды труда, где то, что подходит под категорию "предмета", "материала", трудно обозначить этими терминами. Ради единства теоретического знания это делать все же приходится.

Так, исходным материалом, предметом труда может быть, например, некоторая ситуация неопределенности. Водитель автомобиля совершает ("делает") рейс с грузом или пассажирами. Казалось бы, дело можно понять так, что водитель перемещает нечто в пространстве с помощью такого средства, как автомашина, а предметом труда является то, что он везет.

Но он ведь не преобразует этот "предмет" перевозки, не придает ему новых существенных состояний. На самом деле истинным предметом, исходным материалом именно профессиональной работы здесь являются некоторые последовательности, "цепочки" ситуаций неопределенности – "дорожных ситуаций". Разрешая определенным образом возникающие в связи с ними задачи, водитель как раз и проявляет свою деловую квалификацию и создает конечный продукт своего труда – своевременный, пространственно точный и безопасный рейс.

Итак, предмет труда – это не обязательно просто видимая вещь, традиционный объект, а некоторая предметная область – набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде.

Как и в отношении целей труда, здесь необходимо различать заданный и субъективно принятый предмет труда (рис. 1).

Рис. 1. Виды предмета труда

Заданный предмет труда – это нормативно предусмотренная предметная область деятельности специалиста, требующая специальных знаний, умений и навыков выработки или преобразования информации средствами труда в готовый продукт.

Психолого-педагогическое изучение у опытных специалистов именно субъективно представленной предметной области – важное условие и средство информационного обеспечения систем профессионального образования любого уровня. Без соответствующей информации легко провоцируются ситуации, когда в профессиональном учебном заведении учат не совсем тому, чему нужно.

Средством труда в психологии можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели.

Так, например, средством труда педагога может быть и бывает, в частности, интонация речи (подбадривающая, укоряющая, требовательная, предписывающая, разрешающая или запрещающая и т.д.).

В данном случае, как и при рассмотрении предшествующих компонентов трудового поста, мы снова сталкиваемся с двумя рядами явлений:

– объективированными и находящимися вне субъекта компонентами;

– свойственными самому субъекту.

И алгоритмы, и речевые интонации, и мысленные схемы, эталоны, как и гаечные ключи или отвертки, могут быть социально фиксированы в виде описаний, образцов, моделей и т.п. Но собственно субъектными средствами деятельности они становятся тогда, когда усвоены, интериоризованы (т.е. присвоены) работником.

Профессиональная среда – это среда, где осуществляется деятельность специалистов; она характеризуется санитарно–гигиеническими, психофизиологическими, педагогическими, психоло-гическими, социально–психологическими и культурными факторами.

Основные компоненты среды следующие: социально–контактные и информационные.

Социально–контактная часть среды. Человек погружен не только в "метеорологические", физические условия, но и в условия межличностных отношений, которые субъективно могут переживаться остро, вплоть до перехода в нервные и соматические заболевания. В обиходе укоренилось даже понятие социально–психологического микроклимата в производственном коллективе. Социально-контактные условия среды не исчерпываются интегральной характеристикой указанного выше "микроклимата", но содержат и другие компоненты:

• личный пример членов своего профессионального сообщества и других профессиональных групп, их культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (в педагоги-ческом коллективе – это сотрудничество, взаимопомощь, взаимозависимость, а иногда и взаимо-заменяемость);

• учреждения, организации, группы (например – класс учеников, студенческий курс) и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать;

• реальное место каждого человека в структуре своего трудового сообщества, включенность его в другие группы (в частности, семью) и группировки, уровень защищенности его в сообществе от различного рода посягательств.

Информационная часть среды. Информационная среда (как часть общей среды) сложна и распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом. Член трудового коллектива находится в потоке оперативных деловых сообщений, сведений как прицельно адресованных ему, так и общезначимых, которые важно замечать.

Резюмируя изложенное, можно дать следующий перечень информационных составляющих среды субъекта труда:

• правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия. Эти правила – модель, частное выражение гражданских законов и подзаконных актов;

• неписаные законы, традиции организации, своей группы, нормы отношения к людям, мнениям, информации;

• правила личной и общественной безопасности (например, в химической лаборатории, на строительной площадке, в пожароопасном помещении, на дороге и т.п.);

• средства наглядности, рекламы; идеи (включая и вздор), выраженные в той или иной форме;

• не только "безадресные", но и "прицельные" воздействия – требования, приказы, советы, пожелания, поручения, верные и ложные сообщения, например, клевета и пр.