Методы выявления профессиональной направленности личности

 

Еще в период обучения в школе, как правило, в старших классах проводится профориентационное обследование, которое в последующем уточняется при поступлении в среднее специальное учебное заведение, высшие учебные заведения или непосредственно на производстве.

1. Тест профессиональной ориентации «Карта интересов» – предназначен для изучения познавательных интересов испытуемого в связи с задачами профориентации.

Для проведения исследования в бланковом варианте потребуется карта интересов. Вопросник используется различных вариантах: в варианте 174 вопросов, отражающих направленность инте-ресов в 29 сферах деятельности и в варианте 198 вопросов, где изучаются интересы в 33 сферах деятельности (табл. 5).

Таблица 5

Сферы деятельности (сокращенный вариант)

Сферы деятельности:

  1. 1.Биология
  2. 2.География
  3. 3.Геология
  4. 4.Медицина
  5. 5.Сельское хозяйство
  6. 6.Авиация и морское дело
  7. 7.Военные специальности
  8. 8.История
  9. 9.Литература, филология
  10. 10.Журналистика

Заполнение ответного бланка может выполняться индивидуально или в группе.

Инструкция испытуемому: «Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится – один плюс, если не знаете, сомневаетесь – ноль, если не нравится – один минус, а если очень не нравится – два минуса. Время заполнения листа не ограничивается.

Вопросник к тесту «Карта интересов».

(Сокращенный вариант)

1. Читать книги или смотреть телепередачи о жизни животных и растений.

2. Уроки по географии, чтение учебника по географии.

3. Читать художественную или научно–популярную литературу о геологических экспедициях.

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

Ответы на вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? – оцениваются по следующим критериям (табл. 6).

Таблица 6

Критерии выбора

ВЫБОР:

+2   очень люблю

+1   нравится

0     сомневаюсь

–1   не нравится

–2   терпеть не могу

Обработка результатов.

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положи-тельных ответов, но психолога могут интересовать отрицательные ответы, особенно если они влияют на качество освоения той или иной специальности.

Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций (табл. 7):

• высшая степень отрицания – от –12 до –6;

• интерес отрицается – от –5 до –1;

• интерес выражен слабо – от +1 до +4;

• выраженный интерес – от +5 до +7;

• ярко выраженный интерес – от +8 до +12.

В результате тестирования у испытуемого Петрова И.И. выявлен интерес к следующим видам деятельности.

Результаты обследования подсчитываются по ключу, где каждой группе профессий соответ-ствуют свои номера утверждений. Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те их них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов.

Таблица 7

Результаты тестирования, отраженные на гистограмме

Пример. Испытуемый: [Петров И.И. 34 года, Муж.]

Профессиональная ориентация:

ТЕХНИКА

 

–12       –6       0       6           +12

Техника

Электро- и радиотехника

Металлообработка

Деревообработка

Строительство

Транспорт

Авиация и морское дело

Военные специальности

История

Литература, филология

Журналистика

*************************

*********************

*******************

*****************

****************

***************

**************

*************

************

***********

***********

При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, учитывать сферы с наи-большим количеством положительных ответов, но также необходимо обратить внимание на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые обследуемым.

2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова – предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессии Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых для определения сферы интересов личности в пяти системах отношений – природа, техника, человек, знак, художественный образ.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20-и пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» (табл. 8).

Таблица 8

Текст опросника (сокращенный вариант)

la. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы схемы, прог-раммы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книж-ных иллюстраций, плакатов, худо-жественных открыток, грамплас-тинок

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

2. Особенности обработки и интерпретации результатов обследования. Оценка результатов тестирования определяется по ключу (табл. 9).

Таблица 9

Ключ к методике ДДО

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

I

П

Ш

У

la

16

26

За

36

46

56

 

 

 

76

 

86

 

 

96

 

I0a

 

 

106

 

11a

116

12а

126

13а

136

14а

146

15а

156

16а

 

166

 

17а

 

176

18а

 

186

 

19а

 

196

 

20а

 

 

206

 

Название типов профессий по столбцам:

1) «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2) «человек–техника» – все технические профессии;

3) «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4) «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Примечание. 1. Время обследования не ограничивается. Над вопросами не следует долго думать, обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа.

Подсчет результатов тестирования осуществляется по каждому измеряемому параметру отдельно с использованием следующей формулы:

где: – «сырые» баллы – количество баллов, по каждому измеряемому параметру; 60 – диапазон видимой шкалы 20–80; максимум – максимально возможное количество баллов, которые может набрать испытуемый (по каждому измеряемому параметру); 20 – диапазон невидимой шкалы

20–80.(рис. 8).

Основание для ВЫВОДА:

1. Наибольшее количество результатов с положительным знаком говорит о сфере предпочте-ний, склонностей, с отрицательным – соответственно наоборот.

2. По выраженности склонностей в какой–либо области можно косвенно судить о возможных способностях личности в этой области.

                            20        30          40        50     60         70       80

 

Человек – Природа

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

 

Человек – Техника

 

 

 

 

 

 

 

68

 

 

 

 

 

 

 

Человек – Человек

 

 

 

 

 

47

 

 

 

 

 

 

 

Человек – Знак

 

 

 

 

 

 

 

67

 

 

 

 

Человек – Художественный образ

 

 

 

 

 

 

51

 

 

 

Рис. 8. Сферы профессиональной деятельности по тесту ДДО

Интерпретация. Каждый тип профессии предъявляет определенные психологические требования к тем или иным способностям и качествам человека.

Профессии типа "Человек – Природа" – это профессии, труд в которых направлен на растительные и животные организмы, микроорганизмы и условия их существования. При выборе профессий данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление к отдыху не есть еще стремление работать в данной профессиональной сфере.

Профессиональная сфера "Человек – Природа" включает в себя такие виды труда, как: рабочий–лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, садовод, плодоовощевод, виноградарь, цветовод–декоратор, шелковод, табаковод, чаевод, животновод с различными специализациями, пчеловод, рыбовод, биолог, биохимик, генетик и др.

Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, имеют большую вариативность относительно различий внутри одного класса и вида. Такая изменчивость живой природы осуществляется по собственным внутренним законам. Молодой человек, выбирающий профессию в этой сфере, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.

Психологические требования профессий типа "Человек – Природа": развитое воображение, наглядно–образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы. Поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчи-востью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Профессии типа "Человек – Техника". Направлены на работу с неживыми техническими объектами труда. К техническим профессиям относятся профессии, связанные: 1) с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист);

2) с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий и

полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); 3) с созданием, монтажом, сборкой техни-ческих устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, меха-низмы, приборы, регулируют и налаживают их); 4) с эксплуатацией технических устройств (специ-алисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 5) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов.

Человек, выбравший техническую профессию, должен интересоваться техникой и любить ее, иметь стремление к ручному труду, точности и измерительным действиям.

Психологические требования профессий типа "Человек – Техника": хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Профессии типа "Человек – Человек" – это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение и другие предметы общественного цикла.

Предметом интереса являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспита-тель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информаци-онным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности (директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор) связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа "Человек – Человек".

Психологические требования профессий типа "Человек – Человек": стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Профессии типа "Человек – Знак". Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и проч.

Большинство профессий связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, коррек-тор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер–технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа "Человек – Знак": хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

Профессии типа "Человек – Художественный образ". Явления, факты художественного отображения действительности, – вот что занимает представителей профессий этого типа. Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр–краснодеревщик); 3) с размножением художест-венных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). Это могут быть также профессии декоративного и приклад-ного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др. Следует особо отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима природная одаренность: без хорошего, сильного голоса от природы не может быть певца; без определенных физических данных – балерины.

Психологические требования профессий типа "Человек – Художественный образ": художест-венные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно–образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоцио-нального воздействия на людей.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопре-деление требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно–оценочной сферы. Для эффективного профессионального самоопределения необходимы следующие способности: адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии; изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. формировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценивать ситуацию выбора профессии.

3. Тест «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ) В. Смекалы и М. Кучеры.

Методика чешских ученых В. Смекалы и М. Кучеры используется для оценки типов направленности личности в профориентационной работе, а также для получения человеком ориентировочной информации о себе, своих интересах и склонностях, в отношениях с окру-жающими.

Методика позволяет выявить направленность личности по трем параметрам и определить степень выраженности направленности: НС – направленность на себя; НВ – направленность на взаимные действия и НЗ – направленность на задачу.

Она включает в себя 30 предложений, каждое из которых имеет 3 варианта окончания. Оценка полученных данных производится в зависимости от пола испытуемого, нормативные данные применимы для возрастных групп, начиная с 15–17 лет. Испытуемому вначале предлагается выбрать из трех вариантов тот, который соответствует его особенностям больше всего, а затем из двух оставшихся вариантов выбрать тот, который соответствует ему меньше всего (табл. 10, 11).

Например:

Я очень рад, когда ...

• мне удается выполнить задуманное;

• никто не мешает мне в достижении цели;

• я доставляю удовольствие своим близким.

Таблица 10

Опросник В. Смекалы и М. Кучеры (сокращенный вариант)

Предложения

БОЛЬШЕ ВСЕГО

МЕНЬШЕ ВСЕГО

1. Удовлетворение в жизни дает...

A...   оценка работы.

B...   сознание того, что работа выполнена хорошо.

C..   сознание того, что находишься среди друзей.

 

 

 

 

 

2. Если бы я играл в футбол /баскетбол/, то хотел бы быть...

A...   тренером, который разрабатывает тактику игры.

B...   известным игроком.

C...   выбранным капитаном команды.

 

 

3. Лучшими преподавателями являются те, которые ...

A...   имеют индивидуальный подход.

B...   увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

C...   создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения

 

 

Таблица 11

Обработка результатов осуществляется по ключу

Направленность на:

себя (НС)

вз. действие (ВД)

задачу (НЗ)

1А   11В     21С

1C   11С     21А

1В   НА       21В

2В   12В     22С

2С   12А     22А

2А   12С       22В

ЗА   13С     23В

3С   13А     23С

3В   13В       23А

4А   14С     24С

4В   14А       24А

4С   14В       24В

5В   15А     25В

5А  15С     25А

5С   15В       25С

6С   16В     26В

6А   16С     26А

6В   16А     26С

7А   17А     27А

7С   17С     27В

7В   17В       27С

8С   18А     28В

8В   18С     28С

8А   18В       28А

9С   19А     29А

9А   19В     29С

9В   19С     29В

10С   20С     30С

0В   20С     З0А

10А     20А     З0В

Количественная обработка. Если указанная в "ключе" буква занесена в рубрику "больше всего" она оценивается – 2 балла, если "меньше всего" – 0 баллов. Из количества двоек вычитается количество нулей, и к этой разнице прибавляется число 30. Общая сумма – 90 (табл. 12).

Таблица 12

Количественная обработка результатов

Направленность личности

Баллы

Степень выраженности качества:

Направленность на взаим-ные действия

36

очень высокая

Направленность на себя

29

очень высокая

Направленность на задачу

23

низкая

Результаты тестирования можно отобразить на шкале 20–80 (рис. 9).

                              20       30       40       50         60       70       80

НС – направленность на себя

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

НВ – направленность на взаимные действия

 

 

 

 

 

 

 

68

 

 

 

 

 

 

 

НЗ – направленность на задачу

 

 

 

 

 

47

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Тест В. Смекалы и М. Кучеры

Интерпретация.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЦЕСС – стремление к овладению предметной деятельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Часто сочетается с деловой направленностью личности, когда интересы человека связаны больше с выполнением задания, а не с проблемами установления контактов. Опрашиваемый считает, что существует много гораздо более интересных вещей, чем работа, которую приходится выполнять, а развивать отношения с другими людьми желательно не на деловой основе (а в обстановке, не связанной с выполнением работы).

ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ – увлеченность своими переживаниями и проблемами. Стремление удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других. Часто снижена чувстви-тельность к оценке текущей ситуации – могут возникать необоснованные и поспешные выводы.

Продуктивность деятельности значительно увеличивается при возможности индивидуальных форм организации труда. Полагают, что в любом деле человек должен стремиться к первенству.

В своем поведении и деятельности ориентируется на собственные ощущения и оценки, однако иногда делает поспешные выводы и предложения. В процессе взаимодействия с другими людьми рассчитывает только на свои силы, и при этом стремится отстаивать свою точку зрения вопреки остальным.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – в общении и в совместной деятельности проявляется потребность в контактах с другими людьми. Стремление к положительному воспри-ятию других людей, к одобрению их поступков, к развитию сотрудничества. Желание располо-жить к себе окружающих, готовность развивать с ними доверительные отношения. Стремление со всеми поддерживать хорошие отношения, иногда даже в ущерб выполняемому делу.

Полагает, что выработка общего решения, согласия важнее успеха отдельного члена группы.

4. Методика Д. Голланда предназначена для определения совместимости личности с той или иной профессиональной средой по 6-и основным типам личности, которые характеризуются разными профессиональными предпочтениями: реалистический, конвенциональный, социальный, интеллектуальный, предприимчивый и артистический.

Данная методика дает возможность испытуемому наиболее полно раскрыть свои способности, проявляя имеющиеся установки и ценностные ориентации, что позволяет ему быть професси-онально успешным и удовлетворенным в интересующей его профессиональной среде.

Процедура обследования. Исследование проводится с помощью опросника профессиональ-ных предпочтений, который включает в себя 42 пары профессий.

Инструкция. В каждой предъявляемой паре профессий испытуемый должен отдать предпоч-тение одной из них (например, "инженер–строитель" или "конструктор"). Аналогичный выбор респондент должен проделать в каждой следующей паре профессий (табл. 13).

Таблица 13

Опросник Д. Голланда (сокращенный вариант)

1. ИНЖЕНЕР–СТРОИТЕЛЬ     ––     КОНСТРУКТОР

2. ЭЛЕКТРОТЕХНИК             ––     САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

3. ТОКАРЬ                           ––     НАБОРЩИК

4. ФОТОГРАФ                      ––   ЗАВЕДУЮЩИЙ МАГАЗИНОМ

5. ЧЕРТЕЖНИК                    ––     ДИЗАЙНЕР

6. ФИЛОСОФ                       ––     ПСИХИАТР

Обработка результатов.

1. Произвести подсчет выборов испытуемого по каждой из указанных шкал и перевести полученные данные в стандартные баллы (СТЭНы).

2. Составить таблицу, в которой приоритет выраженности профессиональных предпочтений к той или иной сфере деятельности располагается в порядке убывания.

Показать формулу личности по Д. Голланду, в которой выраженность профессиональных предпочтений также располагается в порядке убывания. При анализе полученных данных основное внимание следует уделять первым 2–3 типам. Формула личности респондента по Д. Голланду: И–Р/СКПА/ (рис. 10).

Рис. 10. Результаты тестирования

Интерпретация результатов обследовании

"Интеллектуальный тип" занимается решением проблем окружающего мира, скорее, с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью суждений, интровертированностью; она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Интеллектуал предпочитает научные специальности (он ботаник, астроном, математик, ученый и т.д.)

"Реалистический тип" выбирает из физического и социального окружения цели, задачи и ценности, которые являются для него объективными. Он предпочитает заниматься конкретными делами и использует в своей деятельности вещи, инструменты, машины, механизмы и т.п. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, активных социальных отношений. Это "мужской" тип, эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпо-читает роли участника или члена группы, избегает руководящих ролей. Отдает предпочтение занятиям, требующим хороших моторных навыков, физической ловкости, конкретности. Он охотно избирает такие профессии, как механик, инженер, электрик, агроном, садовник, водитель и т.д.

"Социальный тип" ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающим миром. Он использует свои навыки для тренировки и обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и сам нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают: социальность, воспи-танность, гуманность, отзывчивость, психологическая синтонность. Социальный тип заинтере-сован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов больше опирается на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы.

Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Наиболее предпочитаемыми сферами деятельности являются обучение и лечение (профессии врача, учителя, психолога, консультанта и др.).

"Конвенциональный тип" выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности которых обусловлены обычаями и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам является стереотипным, практическим и корректным. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный и монотонный характер. Он отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурирован-ной деятельности, где ясно, что правильно, а что – ложно (это машинопись, бухгалтерия, эконо-мика и т.п.). Ему не нравятся специальности, требующие оригинальности и спонтанности выступлений.

"Предприимчивый тип" избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить активность, энергию, энтузиазм, импульсивность, склонность к риску, черты доминантности. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, вербально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предприимчивый тип выбирает "мужские", волевые, руководящие роли, где он может удовлетворить свои потребности доминировать и быть признанным (заведующий, директор, менеджер, товаровед, журналист, политик, дипломат и т.д.).

"Артистический тип" при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов творчества. Решение проблем осуществляется им в зависимости от его способности воображения и от вкуса. Он верит в свои субъективные впечатления и фантазию при решении и толковании окружающих его проблем. Его характеризует сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений, экстравертиро-ванность и оригинальность. Он очень высоко ставит эстетические ценности, стремится быть независимым творческим художником, обычно становится учителем своего вида искусства.

Артистический тип предпочитает занятия, которые носят творческий характер: музыку, рисо-вание, литературное творчество, фотографию и т.д. Ему не нравятся "мужские" занятия, такие как спорт, ремонт машин и пр.

5. Методика Л.А. Йовайши. Профдиагностическая методика Л.А. Йовайши направлена на определение склонности человека к той или иной сфере деятельности.

Опросник включает в себя 30 утверждений, имеющих по два варианта окончания. Испыту-емый должен выбрать один из вариантов ответа и оценить его. Полученные данные позволяют определить и оценить склонности следующих типов:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к умственным видам деятельности;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к планово–экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности.

Оценка полученных данных производится в зависимости от пола испытуемого, нормативные данные применимы для возрастных групп, начиная с 15–17 лет.

Инструкция. Укажите, какому из двух ответов на вопросы вы отдаете предпочтение. Некоторые ответы могут показаться вам одинаково интересными, в таком случае все же отдайте предпочте-ние одному из них.

Каждый вариант ответа оцените по двум критериям:

– Полностью согласен с положением А...

– Отдаю незначительное предпочтение положению А... (или Б).

6. Опросник Л.А. Йовайши (сокращенный вариант) (табл. 14, 15, 16).

Таблица 14

Стимульный материал

1. Некоторые люди считают, что важнее:

     А...     много знать ИЛИ

     Б...     создавать материальные блага

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

     А...     прекрасный литературный стиль ИЛИ

     Б...     яркое изображение смелости и храбрости героев

3. Какое награждение вас больше бы обрадовало:

     А...     за научное изобретение ИЛИ

     Б...     за общественную деятельность на общее благо

4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

     А...     директора универмага ИЛИ

     Б...     главного инженера завода

Таблица 15

Особенности предъявления результатов обследования

Склонности по Йовайши

Баллы

Степень выраженности качества

Е – к планово–экономическим видам деятельности

19

Высокая

В – к работе на производстве

18

Выше среднего

Б – к умственным видам работ

16

Средняя

А – к работе с людьми

15

Ниже среднего

Д – к подвижным видам деятельности

13

Ниже среднего

Г – к эстетике и искусству

9

Низкая

Таблица 16

Интерпретация результатов обследования

 

Степень выраженности качества

низкая

ниже среднего

средняя

выше среднего

высокая

А

До 12

13–14

15

16–17

18 и выше

Б

До 12

13

14–16

17

18 и выше

В

До 17

18–19

20–21

22–23

24 и выше

Г

До 9

10–11

12–13

14–16

17 и выше

Д

До 13

14–16

17–18

19–20

21 и выше

Е

До 8

9–10

11–12

13–14

15 и выше

7. Тест «Мотивы выбора профессии». Методика позволяет выявить основные мотивы выбора профессии обследуемого. Для этого ему предлагается определить, в какой мере он связы-вает предъявляемые описания мотивов с выбором своей профессии и оценить степень выражен-ности признака (табл. 17).

Таблица 17

Группы мотивов:

Общечеловеческие мотивы

Мотивы, связанные с содержанием труда по избираемой профессии

1. Социальные

2. Моральные

3. Эстетические

4. Познавательные

5. Творческие

7. Материальные

8. Престижные

9. Утилитарные

 

Процедура обследования.

Инструкция. Определите, в какой мере вы связываете нижеперечисленное с выбором своей профессии (табл.18).

Например:

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ:

– Ценится среди друзей и знакомых

Выбрать вариант ответа:

– да

– скорее да, чем нет

– затрудняюсь с ответом

– скорее нет, чем да

– нет

Таблица 18

ОПРОСНИК (сокращенный вариант)

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ:

Утверждение

Ответ

1.Позволяет приносить пользу нашему обществу

2.Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле.

3.Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах

4.Позволяет совершенствовать свой духовный мир

5.Позволяет ощущать радость труда

7. Дает возможность работать в городе

18. Обеспечивает поступление и обучение в вузе

 

Обработка и интерпретация результатов обследования.

1. Подсчитать по ключу количество баллов, полученных по каждому виду мотивов (табл. 19).

Таблица 19

Ключ для подсчета количества баллов

Виды мотивов

NN вопросов

Общечеловеческие мотивы

1. Социальные

1–2

2. Моральные

3–4

3. Эстетические

5–6

4. Познавательные

7–8

5. Творческие

9–10

Мотивы, связанные с содержанием труда по избираемой профессии

7. Материальные

13–14

8. Престижные

15–16

9. Утилитарные

17–18

2. Определить степень выраженности показателей по каждой группе мотивов на основе следу-ющих критериев (табл. 20).

Таблица 20

Определение степени выраженности показателей по каждой группе мотивов

Варианты ответов

Стэн

Балл

ДА

СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА

НЕТ

5

4

3

2

1

10

8

0

4

2

3. Расположить мотивы выбора профессии в порядке приоритета (табл. 21).

Таблица 21

Расположение мотивы выбора профессии в порядке приоритета

Иерархия мотивов

Стэны

Оценка в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Социальные мотивы

Моральные мотивы

Эстетические мотивы

Познавательные мотивы

Творческие мотивы

Мотивы выбора характера труда

Престижные мотивы

Материальные мотивы

Утилитарные мотивы

10

8

6

4

4

3

2

1

1

100

80

60

40

40

30

20

10

10

4. Перевести полученные результаты в таблицу 20–80 по формуле:

где: «Сырые» баллы – количество баллов, набранных испытуемым по измеряемому параметру теста; 60 – диапазон видимой шкалы (20–80); 20 – диапазон невидимой шкалы (20–80).

5. Отобразить результат в таблице 20–80 (рис. 11).

Тест «Мотивы выбора профессии»

Рис. 11. Результаты тестирования

6. Полученная информация используется при проведении профконсультаций для выбора профессии с учетом ценностных ориентаций испытуемого.

Таковы некоторые методы, которые использует профессиональный психолог при проведении психодиагностического обследования испытуемых на предмет выявления общей и профессиональ-ной направленности личности.