Методы выявления общей направленности личности

При определении отдельных элементов общей направленности личности выявляются жизнен-ные ценности и установки, мотивы и идеалы, иерархия потребностей человека, а также степень их удовлетворения на момент тестирования. Психологу важно понимать, что ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.

Рассмотрим это на примерах отдельных тестов, опросников.

1. Тест «Удовлетворенность жизненными обстоятельствами». Тест оценивает степень удовлетворенности основных потребностей человека.

Практический психолог применяет данный тест для того, чтобы определить источники активности личности: полностью удовлетворенные потребности являются незначительным фактором активности личности; частично удовлетворенные потребности являются уже более значимым психологическим фактором проявления активности; неудовлетворенные потребности являются сильным потенциальным источником активности.

Инструкция. Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценивать, попарно сравнивая их между собой. Во время работы полезно к каждому утверждению проговорить фразу: «Я хочу....».

Стимульный материал представлен в (табл. 3).

Таблица 3

Стимульный материал

 

1. Добиться приз–нания и уважения.

2. Иметь теплые отно-шения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников

6. Упрочить свое положение

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе ма-териальный комфорт.

9.Повышать уровень мастерства и компе-тентности.

10. Избегать неприят-ностей.

11. Стремиться к ново-му и неизвестному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хоро-шие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Результаты сравнения своего отношения к различным утверждениям регистрируются на бланке (рис. 6).

Рис. 6. Бланк ответов

Обработка результатов:

а. Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите утверждения, которые получили наибольшее количество баллов и распо-ложите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

б. Для определения степени удовлетворенности главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам (табл. 4)

РЕЗУЛЬТАТ. Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5 секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам–баллам постройте общий график результата, который укажет зоны удовлетворенности по пяти потребностям (рис. 7).

Таблица 4

КЛЮЧ

Виды потребностей

Колонки

∑ баллов

        1. Материальные потребности.

2. Потребности в безопасности.

3. Социальные (межличностные) потребности.

4. Потребности в признании.

5. Потребности в самовыражении

       4, 8, 13;

3, 6, 10;

2, 5, 15;

 

1, 9, 12;

7,11,14.

 

 

 

 

 

Баллы

Рис. 7. Результаты тестирования

2. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». В настоящее время наиболее распространенной является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая–то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструмен-тальные – убеждения в том, что какой–то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности–цели и ценности–средства.

ПРИМЕЧАНИЕ. Тестируемому предлагаются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминаль-ных, а затем – инструментальных ценностей.

Инструкция: «Разложить по порядку значимости предъявленный набор из 18-ти карточек с обозначением ценностей для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место».

Стимульный материал (сокращенный вариант).

Список А (терминальные ценности):

o активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

o жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, которые приходят с жизненным опытом);

o здоровье (физическое и психическое);

o интересная работа;

o красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

Список Б (инструментальные ценности):

o аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

o воспитанность (хорошие манеры);

o высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

o жизнерадостность (чувство юмора);

o исполнительность (дисциплинированность);

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

Ее существенным недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, доброволь-ный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»»

«Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

1. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуе-мым в содержательные блоки по разным основаниям («конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.).

2. Инструментальные ценности необходимо группировать в этические ценности, ценности обще-ния, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альструистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

3. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность или несформиро-ванность у обследуемого системы ценностей или даже неискренность ответов.

Будет полезно почитать по теме: