Классификация профессий

При переписи населения в нашей стране в 1926 г. словарь профессий и специальностей насчитывал около 10300 их наименований, в 1939 г. – около 19000, а в 1959 г. – их число приближалось к 30000. Изучением конкретных профессий и профессиональных деятельностей занимается профессиология.

Ее принципы сформулированы К.К. Платоновым:

– комплексность и целенаправленность;

– социальная активность;

– личностный подход;

– надежность;

– дифференциация;

– типизация (объединение профессий в определенные группы);

– перспективность и реальность.

По современным данным, число профессий превышает пятьдесят тысяч, и это число продолжает расти. Как же ориентироваться в этом сложном и многообразном мире профессий? Надежным ориентиром служит классификация профессий.

По требованиям, предъявляемым профессией к работнику, К.М. Гуревич выделил три типа профессий:

– профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

– профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности (инженер–конструктор, психолог, учитель);

– профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, – балерина, спортсмен, космонавт).

Очевидно, что в процессе поиска соответствия между человеком и профессией необходимо применять как методы профессионального отбора, так и профессионального подбора.

В настоящее время наиболее известной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым (известным российским психологом, доктором психологических наук, специалистом в области психологии труда). В основу классификации положены следующие критерии (предмет труда, его цели): средства и условия.

По предмету труда (по А.Н. Леонтьеву) все профессии подразделяются на:

• биономические (природа – «живая» природа или биологические объекты);

• техномические (техника – машины, механизмы, материалы, различные виды энергии);

• сигномические (знаки – различные информационные системы, цифры, формулы, тексты);

• артономические (художественные образы);

• социономические (взаимодействие людей).