Классификация профессий по Е.А. Климову

В соответствии с указанными объектами труда Е.А. Климов выделяет пять сфер (типов) профессиональной деятельности человека (рис. 2).

Рис. 2. Типы профессий по Е.А. Климову

Типы профессий (по Е.А.Климову):

1. "Человек – Природа" (Ч – П),

2. "Человек – Техника" (Ч – Т),

3. "Человек – Человек" (Ч – Ч),

4. "Человек – Знак" (Ч – З),

5. "Человек – Художественный образ" (Ч – Х).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по целям (второй ярус):

– гностические профессии (Г);

– преобразующие (П);

– изыскательные (И).

Целью труда здесь являются профессиональные задачи. Для гностических профессий это задачи: распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить; для преобразующих – обработать, упорядочить, организовать, воздействовать; для изыскательных – изобрести, приду-мать, найти новый вариант.

По признаку основных орудий в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):

– профессии ручного труда (Р);

– профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т. д.) (М);

– профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) (операторы машин с числовым программным управлением и т. д.);

– профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

– работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

– работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД;

– работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);

– работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь.

Формула профессии в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип; 2) класс; 3) отдел;

4) группу профессий (здесь очень важно не путать порядок позиций).

Так, литер П ("природа") в первой позиции означает тип "Человек – природа", а во второй позиции – класс преобразующих профессий.

Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычисли-тельных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.

Понятно, что пятичленное деление огромного множества таких сложных многопризнаковых объектов, как профессии, специальности, занятия – некоторое существенное огрубление описы-ваемой действительности: нельзя распределить строго по пяти типам, а также классам, отделам, группам все интересующее нас множество – мир профессий очень велик. Но ограниченное коли-чество типов профессий удобно как средство предварительной (обзорной) ориентировки в огромном числе видов человеческой деятельности.

Теперь мы знаем как классифицируются профессии и попробуем рассмотреть на примере: если вам хотелось бы помочь подобрать кому–то профессию, предполагающую работу:

– во–первых, с символическими объектами (З);

– во–вторых, связанную с преобразованием знаков, символов (П);

– в–третьих, с использованием автоматической техники (А);

– в–четвертых, условия труда вам хотелось бы видеть приближающимися к бытовым (Б).

Тогда формула профессии будет такой – ЗПАБ (рис. 3).

ЗПАБ

З – знак, символический объект

П – класс преобразующих профессий

А – с применением автоматизированных и автоматических систем

Б – работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому

Рис. 3. Образец формулы профессий

Классификация профессий может быть и иной (табл. 1).

Таблица 1

Классификация профессий

Традиционно общая схема описания профессии подразумевает четыре аспекта:

– социально–экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престиж-ности профессии);

– производственно–технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

– санитарно–гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

– психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Практически при отнесении профессий к тем или иным типам можно учитывать наиболее специфические признаки профессиональной деятельности или компетентности профессионала, его основные (а не вспомогательные или подготовительные) функции в труде или функции, требу-ющие наиболее длительного и изощренного специального образования (включая самообразо-вание).

При внимательном анализе становится очевидным, что каждая профессия может характе-ризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора или оркестра – это и собственно музыкант, и организатор группы; ему приходится погружаться и в тонкости знакового отображения музыки (иной раз и "расписывать" партии для исполнителей, адаптировать нотную партитуру музыкального произведения к возможностям определенного коллектива или создавать партитуру, если ее нет и пр.).

Так что, группируя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные классификации; для обзорной ориентации в огромном количестве видов труда подойдет изложенная выше классификация.

Будет полезно почитать по теме: