ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Анализ работы

процедура, определяющая обязанности и характер выполня-емых функций, а также тип людей, которых следует нанять, описанных в терминах способностей, знаний и умений, профессионально-важных качеств

2

Артистический тип

при общении с окружающими использует свои чувства и эмо-ции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов творчества

3

Диагностическая
профессиограмма

характеристика деятельности, призванная обеспечить подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров

4

Дивергентное
мышление

проявляется, когда проблема еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути ее решения

5

Должностные

обязанности

отображение трудовых функций в нормативных актах (техни-ческих, технологических документах, инструкциях), устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы

6

Задатки

анатомо-физиологические особенности организма человека, лежащие в основе развития способностей

7

Интеллектуальный тип

занимается решением проблем окружающего мира, скорее, с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков

8

Конвенциональный тип

выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности которых обусловлены обычаями и обществом

9

Конвергентное
мышление

ориентируется на известное или подходящее решение проб-лемы

10

Краткий ориентировочный (или отборочный) тест (КОТ)

относится к категории психодиагностических тестов общих умственных способностей (IQ)

11

Методика В. Смекалы и М. Кучеры

используется для оценки типов направленности личности в профориентационной работе

12

Методика«Дифференци-ально-диагностический опросник» (ДДО)

предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессии Е.А. Климова

13

Мировоззрение

совокупность знаний, убеждений и взглядов человека на природу и общество, происходящие в нем события

14

Направленность личности

психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних ценностей и побужде-ний человека

15

Предприимчивый тип

избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить активность, энергию, энтузиазм, импульсивность, склонность к риску, черты доминантности

16

Профессиограмма

описание особенностей и структуры профессиональной дея-тельности, ее возможных действий, операций, приемов, а также основных требований к психологическим и физио-логическим характеристикам специалиста

17

Профессиография

описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку

18

Профессиональная

пригодность

совокупность психологических и психофизиологических осо-бенностей человека, необходимых и достаточных для дости-жения им заданной профессии

19

Профессиональная
среда

среда, где осуществляется деятельность специалистов; она характеризуется санитарно-гигиеническими, психофизиоло-гическими, педагогическими, психологическими, социально-психологическими и культурными факторами

20

Профессиональный
подбор

процесс подбора профессий, профессиональных сфер и специ-альностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям

21

Профессия

вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практи-ческих навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы

22

Психограмма

система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятельностью

23

Реалистический тип

выбирает из физического и социального окружения цели, задачи и ценности, которые являются для него объективными

24

Социальный тип

ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающим миром

25

Способности

синтез свойств человеческой личности, отвечающий требо-ваниям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней

26

Установка

представляет собой настроенность личности на осущест-вление той или иной деятельности (действия) или на тормо-жение собственной активности

27

Цель

идеальный образ будущего результата деятельности

28

Школьный тест
умственного развития (ШТУР)

предназначен для диагностики умственного развития уча-щихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обу-чения