ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Профессиографическое обоснование готовности персонала к учебной или трудовой деятельности. Психологическая профессиография. Разработка профессиографических описаний специалистов и рабочих мест. Психологический анализ работы. Выделение эргатических функций (трудовая функция и функция средства труда). Должностные обязанности. Трудовой пост. Рабочее место. Цели, предмет и система средств труда. Производственная среда. Классификация профессий (К.К. Платонов, К.М. Гуревич, А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов).

Профессиографический анализ профессиональной деятельности. Профессиография. Профес-сия. Специальность. Профессиограмма. Трудограмма. Психофизиологические требования и проти-вопоказания к профессии. Профессиональные вредности. Возможность повышения квалификации. Моральные стимулы труда. Диагностическая профессиограмма. Психограмма. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор. Профессиональный подбор. Требования, предъявляемые профессией к человеку. Профориентационная и профессиональная диагностики. Профессиональ-ная предрасположенность.

Диагностика профессиональной направленности личности. Понятие общей и профессио-нальной направленности личности и форм ее проявления. Предметная направленность и отно-шения личности: производственные отношения, отношения человека к другим людям, к коллек-тиву, к обществу; отношения человека к себе, отношения человека к своему делу и труду. Краткая характеристика основных методов изучения профессиональной направленности личности. Взаимо-связь теоретической концепции, методики и особенностей интерпретации результатов. Методы выяв-ления общей направленности личности. Тест «Удовлетворенность жизненными обстоятельствами», методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Методы выявления профессиональной направ-ленности личности: тест профессиональной направленности "Карта интересов", методика «Диффе-ренциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.

Психодиагностика интеллекта, способностей и уровня достижений. Специфика интеллекта, способностей и уровня достижений. Выбор тестов изучения интеллектуальных способностей в профотборе. Учет закономерных зависимостей влияния интеллектуальных способностей на резуль-тативность обучения и профессиональную деятельность испытуемых. Психограмма и банк тестов интеллекта. Тесты конкурсного отбора. Краткий ориентировочный тест (КОТ). Школьный тест умственного развития (ШТУР). Тесты на выявление технических способностей. Тест механи-ческой понятливости Беннета. Задачи на выявление особенностей технического воображения. Выявление креативности мышления. Дивергентное и конвергентное мышление (Дж. Гилфорд, 1967). Тест Варрон, 1958, Тест креативности Торренса. Показатели креативности: оригинальность, уникальность, беглость выполнения, гибкость и сложность изображения.